Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
Публикации
Главная » Статьи » Мои статьи |
С.Л. Долгушин ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ОМСКЕ (1716-1917) Процесс формирования традиций семейного музыкального воспитания в дореволюционном Омске протекал в контексте общеисторических тенденций в политической, общественной и культурной жизни России рассматриваемого периода. Омск, основанный в эпоху петровских преобразований, положил начало своей исторической летописи как окраинный опорный пункт, крепость в 1716 году. В первые годы своего существования Омская крепость была населена исключительно военными людьми: солдаты, казаки, офицерский состав. До появления в Сибири регулярных полков русской армии основную массу служилых людей в Омске составляло казачество. В те времена оно “пополнялось ратными людьми, командированными на службы в Сибирь, ссыльными, лицами податного сословия: крестьянами, разночинцами, а также детьми и внуками казаков” [17, 17]. Среди первых омских поселенцев были выходцы из Устюга, Вятки, Перьми, сибирские крестьяне и посадские люди из Тобольска, Тюмени, Тары и сбежавшие из своих аулов татары, казахи. Наряду с коренным населением Российской империи в полках регулярной службы были и “иноземцы”: литовцы, поляки, шведы, немцы и другие народности, попавшие в Сибирь в качестве военнопленных. К сожалению, архивных документов, подтверждающих особенности организации семейного музыкального досуга первых поселенцев Омской крепости нами не выявлено. Лишь первое упоминание о “музыкальных развлечениях” мы находим в “Домовой летописи” (1789) капитана Ивана Андреева, для того времени одаренного образованнейшего человека. Автор “Летописи” отмечает, что в 1764 году по распоряжению генерал-поручика И. И. Шпрингера при военной “чертежне” был организован “оперный дом”. Андреев, взяв на себя обязанности режиссера-постановщика любительских спектаклей “чинил представления разных трагедий и комедий” [15, 80, 130]. Ставились такие музыкальные спектакли как “Лиза”, “Разносчик”, комическая опера М. М. Соколовского “Мельник-колдун, обманщик и сват”. В 60-90-х гг. XVIII века в помещении гарнизонной школы для “благородной публики” устраивались балы, маскарады, музыкальные вечера, в основном, в зимнее время. Круг участников “вольных собраний по билетам” ограничивался офицерами и их женами. Сама цена билета, в которую входила и стоимость угощения, была недоступна для подавляющего числа горожан [17, 26]. Здесь мы можем лишь предположить, что в числе публики, посещающей вышеперечисленные культурные мероприятия, могли быть и дети. Посадское общество, состоявшее преимущественно из крестьян, цеховых, разночинцев и пр., довольствовалась ярмарочными балаганными развлечениями, посещением “увеселительных заведений”. Главным развлечением простого народа были шарманки, бухарцы с обезьянами, цыгане с “ученым” медведем, да так называемые “шарлатаны”: ворожеи, гадальщики, прорицатели. В казармах крепости солдаты и казаки организовывали театрализованные представления старинных мистерий: “Царь Ирод”, “Царь Максимилиан”, “Лодка”. Сцена не устраивалась. Зрители располагались на нарах, а между ними на полу происходило действо. Представления почти всегда сопровождались пением хора. С начала XVIII века, с момента создания массовой регулярной российской армии и организации военно-музыкальной службы в войсках, закладывается фундамент для музыкального образования. Были учреждены гарнизонные школы, в которых дети военнослужащих (кантонисты) обучались грамоте, военным наукам, пению по нотам и игре на музыкальных инструментах [14, 6]. Так в 1760 году в Омске была открыта Главная гарнизонная школа (с комплектом в 150 человек) для казачьих и драгунских детей. Разрешалось обучать в школе и детей посадского сословия. Наряду с общеобразовательными дисциплинами преподавалась “барабанщичья наука” и игра на флейте [11]. Весной 1813 года в Омске открылось училище Сибирского казачьего войска, а в 1846 году оно было преобразовано в Сибирский кадетский корпус, считавшийся одним из лучших учебных заведений в Сибири [44, 57]. В его стенах читались публичные лекции, проводились литературно-музыкальные вечера и концерты. Большую популярность среди омских любителей музыки приобрели хор и духовой оркестр кадетов. Семейное посещение “благородной публикой” концертов данных коллективов считалось престижным и стало для некоторых традиционным. В рассматриваемый исторический период Сибирский кадетский корпус был единственным культурным центром Омска. С конца 30-х гг. XIX века Омск становится главным административным центром Западной Сибири. Но изменения в структуре управления еще мало отразились на экономической жизни города. К этому времени, при активном заселении территории Омского региона переселенцами из европейской части России, только проходит свое становление промышленность, в перспективе реконструкция старых омских кварталов. В период общественного подъема в стране значительно активизируется культурная жизнь и в сибирской провинции. Большое влияние на развитие культуры и распространение передовых идей в среде омской интеллигенции оказали ссыльные декабристы и польские военнопленные. Среди поляков, сосланных в Сибирь было много высококультурных людей, музыкантов, получивших образование в консерваториях и музыкальных академиях Европы: Констанций Волицкий, Адам Гросс, Владислав Рабцевич, Констант Савичевский, Константин Тропянский и многие другие. Организованный генералом С. Б Броневским оркестр казачьей музыки привлек к себе польских музыкантов, значительную часть которых удалось уговорить остаться даже после разрешения вернуться на родину. Они имели прибавку к содержанию и небольшие льготы. Оставшись в Омске, часть из них обзавелись семьями. Некоторые из ссыльных музыкантов зарабатывали себе на жизнь, давая частные уроки в семьях обеспеченных омичей: в основном это было обучение детей игре на фортепиано и скрипке. В Омском благородном собрании проходили балы, маскарады, концерты, семейные вечера отдыха. Их особенностью был “разновозрастной состав участников, среди которых были и дети” [33, 8]. Детские вечера в то время устраивали по образцу балов для взрослых, включая и время проведения. Танцы были “важным структурным элементом” дворянско-чиновничьего быта [19, 79 - 89]. В среде омской интеллигенции постепенно приобретает популярность домашнее музицирование: проводятся семейные музыкальные вечера, где исполняются несложные вокальные, инструментальные произведения как русских, так и зарубежных композиторов, звучат русские народные песни. Активными участниками подобных любительских музыкальных вечеров нередко становятся и дети. Традиционным для многих семей в летний период было участие в “общественных гуляниях”, проводимых в Загородной и городской, так называемой “Любиной” рощах. Устраивались маскарады, танцы, играла “полковая казачья и батальонная музыка” [36]. Но все же до середины XIX века административный центр Западной Сибири оставался глухой провинцией, сохраняя “черты замкнутого города крепости”: еще слабо были развиты торговля и промышленность, резко ощущалось засилье военно-чиновничьей бюрократии [44, 44]. В связи с отсутствием железной дороги в Омск очень редко заезжали гастролеры. Поэтому омским любителям театрального и музыкального искусства ничего не оставалось делать, как полагаться на собственные творческие силы. Однако, при всех минусах, данный факт во многом способствовал активному выявлению местных талантов и развитию в среде омской интеллигенции любительского художественного творчества. Следует заметить, что большинство образованного чиновничьего сословия на службу в Омске смотрело как на временное явление, до получения нового чина, должности, и поэтому не стремилось обзаводиться такими громоздкими музыкальными инструментами как, например, фортепиано или фисгармония. На языке местного служилого люда Омск был “почтовой станцией”, “гостиницей”, где данные музыкальные инструменты, равно как и библиотека могли стать обузой. Поэтому инструментарий для домашнего музицирования чаще всего ограничивался гитарой, иногда флейтой, скрипкой или виолончелью. В отличие от “общества” большинство простого люда сибирской провинции не имели ни возможности, ни средств хоть как-то устроить свой культурный досуг. Единственно доступным развлечением для них было участие в проведении традиционных народных праздников: масленица, святки. На время святок приходился один из важнейших религиозных праздников – Рождество. В рождественский праздник в Омске бытовал обычай “Славления Христа” детьми и подростками [41]. Иногда в тайне от начальства этим занимались и воспитанники Омского войскового казачьего училища [16, 413-434]. К началу второй половины XIX века до Сибири доходит волна демократического движения. Крушение старого крепостнического уклада жизни способствовало проникновению прогрессивных взглядов и убеждений среди передовой части интеллигенции. В связи с массовым переселением быстро растет население Сибири. В этот период Омск был главным городом обширного Западно-Сибирского генерал-губернаторства, в который входили Тобольская и Томская губернии, Акмолинская и Семипалатинская области. До 1882 года в нем находилось Главное управление Западной Сибири, а после упразднения Западно-Сибирского генерал-губернаторства Омск стал главным городом степного края, в который входили Акмолинская и Семипалатинская области. В результате развития капиталистического производства появилась необходимость в расширении школьного и среднего образования: в Омске открывается учительская семинария, мужская, женская гимназии, фельдшерская школа. В начале 70-х гг. складываются условия для строительства деревянного здания Омского театра, создания Западно-Сибирского отделения Русского географического общества. Новые процессы намечаются и в музыкальной жизни города, которая достигает более высокого уровня. 17 декабря 1870 года в Омске было открыто общество любителей музыки. Его председателем был избран Л. С. Буланже – учитель военной гимназии. По документальным данным (за период с 1870 по 1874 гг.) обществом было устроено три благотворительных концерта в свою пользу, в пользу женской гимназии и казачьего оркестра, проведено 67 музыкальных вечера. Оно принимает участие и в проведении благотворительных концертов проезжих гастролеров, в том числе, Д.М. Леоновой – известной русской певицы, солистки Мариинского театра в Петербурге [13]. Активными участниками концертов были основатели Омского общества любителей музыки Л. С. и М. Ф. Буланже, капельмейстер казачьего оркестра А. М. Редров, а также Скарлетова, Флейшман и мн. др. В 1875 году в Омске было открыто отделение Императорского русского музыкального общества (ИРМО). Это знаменательное для культурной жизни сибирской провинции событие явилось точкой отсчета в проведении симфонических и камерных концертов, положило начало профессиональному музыкальному образованию в городе. Во главе Омского отделения ИРМО стал Л.С. Буланже. Если до открытия отделения концертная жизнь Омска имела смешанный характер (выступали профессиональные, подчас, крупные артисты, но тут же процветало местное любительство), то после присоединения Омского музыкального общества к ИРМО его руководству нужно было следить за более высоким профессиональным уровнем исполнения концертной программы, ее доступностью и художественной ценностью [14, 9]. В конце 80-х гг. должность председателя Омского отделения ИРМО занимает Е. А. Дмитриева-Мамонова, “артистически образованная пианистка, быстро завоевавшая симпатии публики” [1]. К руководству Сибирского казачьего оркестра приходит талантливый капельмейстер и виртуозный скрипач, выпускник Брюссельской консерватории И. Ф. Гровес [2; 30]. Программа концертов Омского отделения ИРМО была достаточно разнообразной: от камерных (вокальных и инструментальных) произведений, до сочинений для симфонического оркестра. Иногда в проведении концертов принимает участие и сводный хор, состоящий из кадетов Сибирского кадетского корпуса, учащихся мужской и женской гимназии. Постепенно музыкальные силы Омска стали обновляться за счет приезжих профессиональных музыкантов из других городов России, которые активно стали включаться в музыкальную жизнь города. По мнению Т. А. Роменской “музыкально-просветительский труд местных патриотов и приезжей интеллигенции имел большое значение для становления сибирской культуры, развития художественного чувства и социального сознания масс. Его результаты в первую очередь проявились в местном музыкальном быту и более всего городском” [34, 302]. Тем не менее, музыкальный быт Омска на данном этапе сохранял социальные различия, сформировавшиеся в Сибири в XVIII столетии: если большая часть городского населения имела возможность приобщаться к профессиональному творчеству, то неслужащие обыватели и крестьяне тяготели к традиционному народному искусству: старинная песня, пляска, хоровод, наигрыш, обряд были ведущими жанрами. Пение сопровождало труд и заполняло часы отдыха на воздухе и вечерках, в праздничные и будние дни [34, 315]. Как писали современники, на такие праздники как Рождество, Пасху, Масленицу, семицкую или троицкую неделю и другие праздники сибиряки любили “забавляться песнями”, а также инструментальной музыкой, сопровождающими святочные гадания, народные гуляния, игры, хороводы. Жанровый диапазон сибирского музыкального фольклора был широк. Наибольшее распространение получили песни вечерочные-игровые, хороводные, свадебные, семейно-бытовые и любовные, песни-романсы, солдатские, тюремные. Самым любимым и долгожданным праздником для сельской молодежи была зимняя рождественская вечерка. Святочные игрища обычно продолжались две-три недели, с Нового года или святок (с 6 января) и до Крещения (19 января). На Пасху начинали водить хороводы, качались на качелях. Но больше всего хороводов водилось на Троицу. С конца XIX в. в Сибири зарождается и формируется жанр крестьянского жестокого романса, сохранившийся в сельском песенном обиходе и до настоящего времени, наряду с другими жанрами народного песнетворчества. В данной связи, говоря о сохранности песенного фольклора Омской области и затрагивая проблему его качественного изменения, Е. Я. Аркин указывает на целесообразность сопоставления уровня развития народных традиций северных и южных районов. По его мнению, в селах северных районов, основанных 200 и более лет назад, где преобладает старожильческое население “записывается больше интересного песенного материала”, который отличается самобытностью и жанровым разнообразием [6, 111]. Данное положение подтверждается большим количеством текстового и песенного материала собранного и опубликованного в сборниках омскими этнографами с 1937-1993 годы. Среди них наибольший интерес представляют: сборник песенных текстов “Народные песни Прииртышья” (1969) [22] и непосредственно сборники песен - “Ты березка моя” (1987) [38], “Со венком я хожу” (1993) [37]. В двух последних изданиях имеются уникальные образцы песенного фольклора, записанные и нотированные Е. Я. Аркиным в результате многочисленных музыкально этнографических экспедиций по селам Омской области с 1978-1991 гг. [38, 3; 37, 6]. Здесь наше внимание привлекают редкие примеры сохранившихся до наших дней наиболее древних пластов русского фольклора Сибири: связанные с обрядом календарные и свадебные песни, а также песни сибирской вечерки. Среди них: “В темном лесе громанина” [37, 14],“Кострома моя, костромушка” [38, 35]; “Ой, на реке” [37, 17], “На море уточка да купалася” [38, 21]; “Хожу я по горенке” [37, 117], “Ты заря ли моя, зорюшка” [37, 130], “Где ты, заинька, побыла” [38, 139] и мн. др. У некоторых жителей села песня была главным достоянием. Чтя семейные традиции, ее как наследство, бережно передавали от одного поколения другому. Как показали исследования, данная тенденция прослеживалась не только в северных, но и южных районах Омской области. Так, пример старинной свадебной песни-причитания невесты “Расколися, да мать сыра земля” был записан Е. Я. Аркиным в с. Малый Атмас (бывшая станица) Черлакского района от местной уроженки, казачки Ф. Я. Дерябиной (1911) [37, 21, 245]. В этом же районе, только в селе Гринское, этнографом в 1988 году была записана свадебная обрядовая песня “Буен ветер подымается” в исполнении семейного ансамбля Кирюхиных [37, 24, 245]. Следует упомянуть, о том, что в сборнике “Со венком я хожу” Аркин приводит также примеры старинных белорусских свадебных песен и некоторую информацию об их исполнителях, что является достаточно ценным при уточнении представлений об особенностях семейного музыкального быта и культуры представителей других национальностей издавна живущих на территории Омского региона. В данном контексте определенный интерес представляют педагогические традиции, сложившиеся в семейном музыкальном воспитании немецкой части населения Омского региона. Наличие среди переселявшихся в Сибирь немцев-колонистов большого числа сектантов вызывало у представителей православной церкви серьезные опасения, которые еще более усилились после принятия Манифеста 17 октября 1905 г. Забыв о законе от 15 апреля 1896 г., рекомендовавшем по возможности селить переселенцев нерусского происхождения совместно с русскими переселенцами, сибирские губернаторы и лица, ведавшие переселенческим делом все чаще стали высказываться за их раздельное поселение. Таким образом, несмотря на отсутствие в законах Российской империи серьезных прямых ограничений по отношению к переселявшимся в Сибирь немцам-колонистам, реальное их расселение и водворение с конца XIX в. вплоть до первой мировой войны жестко регламентировались местными властями. Особенно ярко это проявлялось в Степном крае и несколько менее было заметно в Тобольской и Томской губерниях. Подобная политика была возможна благодаря поддержке и одобрению, которые сибирские губернаторы находили в высших эшелонах власти. В результате немцам, переселявшимся на государственные земли, отводились, как правило, участки, не пользовавшиеся спросом у других переселенцев и не всегда пригодные для ведения сельского хозяйства. А это, в свою очередь, неминуемо снижало их колонизационные возможности. В конце XIX – начале XX веков в Западной Сибири существовало три основных района немецкой крестьянской колонизации: 1) Акмолинская и Семипалатинская области Степного края; 2) Тарский и Тюкалинский уезды Тобольской губернии; 3) Барнаульский и Змеиногорский уезды Томской губернии. Кроме того, небольшое число немцев-колонистов проживало в Ишимском уезде Тобольской и Каинском уезде Томской губерний, а также в некоторых других районах Западной Сибири. Основная масса колонистов водворялась на переселенческих участках. Это была наиболее доступная, а потому и самая распространенная форма поселения, дававшая, к тому же, возможность рассчитывать на помощь со стороны государства. Немцы-колонисты, поселившиеся на переселенческих участках, представляли собой, как правило, менее зажиточную, а порой и беднейшую часть немецкого населения России, пришедшую в Сибирь из Поволжья и западных губерний Украины. Первый крупный очаг немецкой крестьянской колонизации в Западной Сибири возник в Омском уезде Акмолинской области на государственных землях, где в середине 90-х годов прошлого столетия немцами-колонистами (в большинстве своем лютеранского вероисповедания) из Саратовской и Самарской губерний были образованы переселенческие поселки Александровка (1893 г.), Привальное (1894 г.), Сосновка (1894 г., водворение с 1895 г.), Поповка (1894 г., водворение с 1895 г.), Красноярка (1894 г., водворение с 1896 г.), Новинка (1896 г.) [42].и начавшие заселяться в середине 90-х годов XIX в. Переселившиеся в Александровскую волость немцы-колонисты на родине жили крупными семьями. Среднестатистическая колонистская семья насчитывала 7,33 человека, в то время как семья украинских переселенцев на родине насчитывала 6,89 человека, а русских - 6,53 человека. Анализируя половую структуру этих трех переселенческих групп, следует отметить, что, несмотря на то, что мужчины у немцев составляли 52%, у украинцев 53%, а у русских 54%, удельный вес их был все же наиболее высоким именно у немцев - в среднем 3,8 человека на семью (для сравнения у украинцев - 3,67 и у русских 3,5 человека). Социальный состав немцев-колонистов на родине был менее однороден, чем у русских и украинских крестьян. С одной стороны, 15,9% немцев-колонистов на родине не имели вообще земли, с другой, - 20,4% имели ее свыше 10 десятин. В целом же уровень обеспеченности землей на родине у немцев-колонистов был более высокий. Если у украинцев и русских на родине не имели земли или имели ее до 5 десятин - соответственно 87,0% и 85,7%, - то у немцев этот показатель равнялся лишь 55,9%. У немцев на родине преобладала общинная форма землевладения, в то время как, например, у украинцев почти половина крестьян жила на родине подворно. Только 2 немецких хозяйства (0,8%) жили на родине на купленной земле. Дефицит земли немцы-колонисты компенсировали путем аренды пашни. 38,4% хозяйств арендовали на родине пашню, в среднем по 11,7 десятин на хозяйство. По статистическим сведениям “о немцах колонистах водворенных в Акмолинской области с 1898 по 1909 год” в Омском уезде в 16 селениях проживало 6296 человек обоего пола. Из них: 3188 мужчин и 3108 женщин [31]. Из Германии переселенцы привезли в эти края не только прогрессивные методы земледелия, новые сельскохозяйственные культуры (о чем свидетельствуют различные архивные документы), но и свою самобытную национальную культуру и религиозные традиции. Являясь христианами, немцы принадлежат к двум ветвям христианской церкви: католической и протестантской. В Сибири среди них мы встречаем католиков, лютеран и представителей протестантских сект: баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов. Согласно данным К. Штумппа, в 1926 г. в Сибири было 158 поселений, в которых проживали меннониты, жители 165 сел принадлежали к евангельско-лютеранской церкви, в 30 проживали католики и в 5 немецких селах было смешанное население [49,12]. Однако к конфессиональному фактору, как к фактору, обусловившему локальную специфику обрядности, следует относиться достаточно осторожно. С одной стороны, действительно, различные религиозные течения, характеризуются неодинаковым отношением к дохристианским традициям и обрядам, что привело к разной степени включенности их в обрядовую культуру и к разной степени сохранности остатков древних культов и действий, восходящих корнями еще к первобытной магии. Но, с другой стороны, конфессиональный фактор играет роль надэтнического, способствуя формированию единых форм обрядовой культуры у представителей различных локальных групп, принадлежащих одной конфессии. Лютеранство является старейшим протестантским течением в Сибири. Вплоть до конца XIX в. численность представителей этого вероисповедания оставалась незначительной и стала резко увеличиваться лишь с началом массовой колонизации края. В начале XX в связи с ростом населения увеличивается число лютеранских приходов. К 1909 г. их было 8: Томск-Барнаул, Омск, Тобольск - Рыжково, Нижняя Буланка, Верхний Суетук, приход ссыльных финнов всей Сибири, Иркутск и Владивосток. В 1909 г. к ним добавились два новых прихода в Акмолинской области: Св. Иоаннеса и Св. Петра. Начало XX в. знаменуется и бурным ростом школ в лютеранских поселках, заслуга в их организации всецело принадлежала населению. Постепенно эти школы получали статус государственных с русским языком преподавания, частично финансировались из казны. Лютеране, в отличие от меннонитов и баптистов, были более лояльно настроены к государству и соглашались на такие преобразования [см. 46; 47; 48]. Евангелическая лютеранская церковь всегда являлась “центром культуры, музыкального образования воспитания, а также центром развития вокальной и инструментальной музыки”. Ее специфической особенностью была духовная песня, служившая “защитой от русификации” и способствовавшая этническому объединению российских немцев на осваиваемых территориях России. Из Германии немецкие переселенцы “привезли в Россию не только свою преданность и любовь к духовной песне, но и способ цифровой нотации мелодий”, которая в дальнейшем приобрела популярность в музыкальной практике российских немцев и применялась при “нотировании мелодий и обучении пению детей в школе” [9, 8-9]. Музыкальное воспитание в церкви стало неотъемлемой частью немецкого музыкального воспитания, для которого также как характерны семейственность, наследственность и разносторонность. По мнению Е. В. Бизиной-Аккерман, к концу XIX века сложилась устойчивая система церковной и светской музыкальной культуры, музыкального воспитания и образования российских немцев, базирующихся на этнопедагогических традициях:
Наряду с вышеперечисленными традициями домашнее музыкальное воспитание является весьма значимым [9, 9]. Среди его самых популярных форм - семейному музицированию (вокальному и инструментальному) принадлежит главенствующее место. Настоящее положение подтверждается как выявленными нами в процессе изучения проблемы архивными материалами, включая фотодокументы, так и результатами изысканий проводимых другими исследователями. Основываясь на материалах собранных в ходе ежегодных экспедиционных работ Сибирской историко-этнографической экспедиции Омского государственного университета, Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН и Сибирского филиала Российского института культурологи можно говорить о том, что период с конца XIX по первую треть XX вв. является “временем наиболее стабильного функционирования комплекса традиционной обрядности сибирских немцев”. С 1930-х гг. по словам С. А. Рублевской и Т. Б. Смирнова “начинается разрушение, утрата отдельных элементов культурного комплекса немцев Сибири, обусловленные политическими и социально-экономическими причинами. Рубежом, после которого изменения в обрядовой культуре немцев Сибири приняли необратимый характер, можно считать 1950-е гг.” [34, 5]. В Сибири в условиях вынужденной от Германии изоляции богатейшие традиции немецкой крестьянской культуры стали основным источником духовной жизни народа. Календарные и семейные праздники, обычаи и обряды, хоралы, духовные песни и легенды, народные песни, инструментальная музыка, игры, пословицы и поговорки, загадки и шванки, приметы и многое другое составляют арсенал жанров и форм немецкого фольклора. Большой вклад в развитие профессионального музыкального искусства в г. Омске рассматриваемого исторического периода внесли такие музыканты немецкой национальности как О. В. Карл, И.И. Люфт, З.Р. Шуман, А.Л. Ферштер. Причинами преимущественно экономического характера (как и немцев) было обусловлено массовое переселение в Россию латышей: рост процесса обезземеливания крестьян и их тяжелое положение в Прибалтийском крае. Целыми группами эмигрировали в Россию крестьяне, мелкие арендаторы, испольщики. Латышей привлекали в России свободные земельные пространства, приобретаемые ими, по приезде, на льготных условиях. Вместе с тем латыши находили применение своего труда в качестве мастеров-маслоделов и сыроваров, в занятиях традиционных на родине. Среди переселившихся в Россию латышей не было конфессионального однообразия: часть их была православной, а латыши-латгальцы — католиками. Однако значительное большинство латышей принадлежало к лютеранской вере. Поселяясь на территории России в XIX веке, латыши образовывали по месту их территориального размещения лютеранские общины, входившие в Петербургский либо Московский консисториальный округ. Евангелическо-лютеранские колонии, принадлежавшие к Московскому консисториальному округу, находились в Калужской, Тверской, Орловской, Симбирской, Саратовской губерниях, в Златоусте, а также в Сибири — в Томской, Тобольской, Омской землях и на Енисее, где латышское население исчислялось не одной тысячей. В отличие от других, латышские колонии в сибирских губерниях были колониями ссыльных В Сибири численность латышей-лютеран в приходах также была неодинаковой. Наиболее крупными лютеранскими приходами здесь были Тобольск-Рыжково, насчитывавший 2400 латышей, Омск и Омколония - 1000 латышей, Нижняя и Верхняя Буланка - 500, Томск-Барнаул -500. Кроме того, в Иркутском приходе состояло 150 латышей-лютеран. Поселившиеся в России латыши-лютеране, ведя хозяйство на новых землях, показали себя хорошими сельскими хозяевами. Лютеранская религия укрепляла исторически сложившееся стремление к труду, вырабатывая в латыше миросозерцание, в силу которого человек приходил к убеждению, что он должен в поте лица своего добывать хлеб, не ожидая ничего от других, жить для труда, веря, что Бог помогает тому, кто помогает себе. Несмотря на преобладающее русское окружение, латыши не поддавались его влиянию, но, напротив, воздействовали со своей стороны на него экономически. Вместе с хозяйственными навыками и умением обрабатывать землю латыши принесли и стали культивировать на новых землях особые культуры, в том числе и землянику. От коренных жителей латыши отличались грамотностью и стремлением к образованию. Они должны были знать грамоту для того, чтобы быть конфирмированными в лютеранской церкви. Лютеранская религия для проживающих в иноэтническом и иноконфессиональном окружении латышей способствовала сохранению ими своей национальности. Но как показали исследования, живя в иноэтническом окружении, латыши также подвергались его влиянию, постепенно утрачивали родной язык, что было характерно для молодого поколения, родившегося и выросшего вдали от исторической родины. Между тем, в местах компактного поселения латыши составляли свои лютеранские общины, где имелся латышский пастор, и богослужения велись на латышском языке, им легче удавалось сохранить свои национальные традиции. Напротив, в селах и городах, где латыши были немногочисленны, жили изолированно от основной массы латышского населения и не имели возможности образовать латышскую лютеранскую общину, они скорее подвергались ассимиляции. Латыши, как и другие лютеране, жившие в России, отмечали общие для христиан праздники: Рождество, Пасху, Троицу, но имели особую традицию в проведении кладбищенских богослужений. Кладбищенские богослужения обычно приходятся у латышей, особо уважающих память об умерших, на летние месяцы: июнь - август. Латышские крестьяне, переселившиеся в Сибирь в XIX-XX вв., были основными создателями и хранителями народной культуры, носителями этнической традиции. Музицирование было традиционным для латышских семей. Среди его видов приоритет отдавался ансамблевому пению. Необходимо подчеркнуть, что в Латвии конца XIX столетия под влиянием младолатышского движения стали организовываться латышские певческие общества, закладывались основы широкого развития хоровой культуры. С 1873 года в Латвии стали регулярно проводиться общелатышские певческие праздники (1-5-й: 1873, 1880, 1888, 1895, 1910) [10, 180]. Данная тенденция прослеживается и в музыкальной жизни Омска: организуется “Омское общество латышского пения”, которое в 1912 году возглавляет Ф. Ф. Шттенберг [29]. “Общество” являлось своеобразным национальным культурным центром и способствовало этническому объединению проживающих в Омске латышей, в основном лютеранского вероисповедования. Оно выступает инициатором проведения хоровых вечеров, где среди участников были и латышские семьи в полном составе (дети и взрослые). Активное развитие национальных певческих традиций в Омске, как неотъемлемой части хоровой культуры Сибири начала XX века, было с большим энтузиазмом подхвачено и немецким население. Так, в 1914 году в немецком училище при станции Куломзино состоялся первый съезд немецких хоровых обществ. В съезде приняли участие 7 хоровых коллективов и около 1500 делегатов [27]. В силу разницы в семейном укладе различных социальных слоев омского населения конца XIX – нач. XX вв., специфике его национальных и религиозных обычаев, процесс становления и развития традиций домашнего музыкального быта протекал неоднозначно и с разной степенью интенсивности. Но можно с полной уверенностью говорить о том, что самым демократичным и, в связи с этим, самым распространенным видом художественного творчества в городском и крестьянском семейном быту было пение. Песни, в том числе – народные, являлись не только главным средством эстетического воспитания, но и были универсальным комплексным средством формирования личности в семейном социуме. К сожалению, о влиянии песенного, равно как и инструментального семейного музицирования на музыкальное воспитание подрастающего поколения омичей, можно говорить, только ссылаясь на немногие источники и косвенные данные. К середине XIX столетия складывается самобытный музыкальный фольклор старожильческого слоя населения Омского региона, пройдя через сложные процессы становления, развития и взаимодействия многих жанров, рабочей, казачьей, крестьянской, городской, арестантской песни, жестокого романса, частушки и др. Открытие в конце XIX века Транссибирской магистрали явилось мощным стимулом к активному заселению крестьянами – выходцами из различных областей России, Белоруссии, Украины, приносившими свои певческие традиции и репертуар. С проведением железной дороги заметно расширились культурные связи сибирских провинций. В Омск уже более охотно стали заезжать столичные и зарубежные гастролеры. К 90-м годам музыкальная жизнь Омска оживилась почти во всех учебных заведениях сибирской провинции. Музыкально-литературные вечера, благотворительные концерты, проводимые силами учащихся, а также с привлечением профессиональных музыкантов обрели в городе большую популярность. Залы женской и мужской гимназий, учительской семинарии и технического училища часто были заполнены разновозрастной публикой. Особенно праздничными по настроению были “вечера” во время рождественских праздников: “басни и стихотворения в лицах, живые картины, сольное и хоровое пение” [3]. Концерты духовной музыки становятся неотъемлемой частью концертной жизни Омска. В их проведении принимают участие солисты, сводный хор учащихся женской и мужской гимназий под управлением регента А. И. Васильева, струнный оркестр под управлением И. Ф. Гровеса. Из хоровых сочинений без сопровождения исполнялись: “На реках Вавилонских” А. Л. Веделя, “Чертог” Д. С. Бортнянского, духовные произведения А. Ф. Львова, П. И. Турчанинова и мн. др. В сопровождении оркестра звучали номера из оратории И. Гайдна “Семь слов Спасителя на кресте” под управлением приезжего дирижера Ф. И. Брусницина [4]. В ряде привилегированных для того времени учебных заведений города, какими были военная, мужская и женская гимназии, музыкальное воспитание имело более широкую программу: кроме церковного, светского хорового пения, здесь обучали и игре на музыкальных инструментах. В женской гимназии обучение на фортепиано осуществлялось за отдельную плату. В военной и мужской гимназиях из учащихся были организованы духовые оркестры. К началу XX столетия этот вид музыкальной деятельности детей получил распространение и в других омских учебных заведениях: техническом и коммерческом училищах, технических классах при железнодорожных мастерских. Так, в газете “Омский телеграф” от 28 июня 1909 года была опубликована информация о выездных гастролях духового оркестра технических классов на курорт Карачи. Подобная музыкально-просветительская деятельность была еще редким явлением в провинциальных городах Сибири. На этом фоне музыкальной жизни Омска конца XIX и начала XX веков в среде дворянско-чиновничьего, городского сословий, прогрессивной части интеллигенции активно развивается семейное музицирование. Проводятся любительские семейные музыкальные вечера с приглашением профессиональных музыкантов. Музыкальный репертуар состоял из модных в то время произведений: романсы (Г. Казаченко, Ф. Кампана, О. фон Мекк, М. Панфилова, Фр. Томэ и др.), русские народные песни в обработке для голоса и фортепиано (Ф. Лашека, инструментальные произведения для фортепиано (Фр. Блона, Г. Ланге, Ч. Морлея, Л. Стриббога и др), для скрипки и фортепиано (Б. Годара, А. Юнгмана и др.), а также классические сочинения русских и зарубежных композиторов. Большой популярностью пользовались 2-х или 4-х ручные переложения для фортепиано отдельных номеров из балетов, опер и симфонических произведений, а также попурри на темы классических произведений (например, “Спящая красавица”, “Иоланта” П. И. Чайковского в аранжировке Е. Лангера; “Роберт-Дьявол” Дж. Мейербера, “Лючия ди Ламмермур” Д. Доницетти в аранжировке Ж. Маркса и др.). Ноты выписывались из Москвы и Петербурга, наряду с популярными периодическими музыкальными изданиями, такими как “Гусельки яровчаты”, “Хоровое и регентское дело”, “Музыка и пение”. В связи с тем, что до начала XX века в Омске не было специальных музыкальных образовательных учреждений, музыкальное образование детей осуществлялось частным образом. Платные музыкальные классы открылись лишь в 1907 году при Омском отделении ИРМО. Их возглавил О. В. Карл – выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Учащимся преподавались следующие дисциплины: специальное фортепиано (З. Р. Шуман, А. М. Ентсон), теория музыки (О. В. Карл), пение (М. И. Похитонова, Н. С. Лысенко), скрипка (И. Ф. Гровес), духовые инструменты (И. И. Люфт) [23]. Некоторые дети, занимавшиеся частным образом, имели возможность перейти к своим педагогам уже в качестве учащихся Музыкальных классов. К данному историческому периоду у части омской интеллигенции достаточно прочно сложились традиции семейного бытового музицирования. Нередко проводились совместные домашние музыкальные вечера, в которых принимали участие сразу несколько семей, включая и детей. Эта своеобразная форма музыкального просветительства и семейного досуга пользовалась популярностью как в среде профессиональных музыкантов, так и музыкантов-любителей, среди последних были актеры, художники, врачи, педагоги, юристы и др. Семеновых Период с конца первого и начала второго десятилетия XX в. стал периодом расцвета музыкальной жизни дореволюционного Омска. Симфонический оркестр, организованный при Омском отделении ИРМО из профессиональных музыкантов (в составе 35 человек) открывает свой первый симфонический сезон 8 ноября 1910 г. под управлением Отто Вильгельмовича (Вильгельма) Карла [25]. В репертуаре коллектива: Симфония №6 Л. Бетховена, увертюра “Морская тишь и счастливое плавание” Ф. Мендельсона, “Торжественная увертюра” И. Глазунова и мн. др. К 1911 году Омское отделение ИРМО значительно пополнилось новыми силами. Рядом с именами опытных, творчески устоявшихся профессиональных музыкантов, таких как И. Ф. Гровес, Н. В. Успенский, И. М. Мариупольский и др., появляются новые – Г. И. Тучинский, Ю. Н. Успенская, Г. Н. Леонтович, О. В. Карл, А. П. Кожевников, Ж. П. Лоранж, Е. А. Озмидова-Пахомова, М. И Похитонова, Б. М. Медведев, Лебедева, Оляр-Венецкая и др. Помимо существующих платных музыкальных классов при Омском отделении ИРМО, благодаря инициативе и поддержке омских музыкантов, в городе была открыта частная музыкальная школа (“музыкальные классы) Г.И. Тучинского. Заметно активизировалась и концертная жизнь Омска. В город приезжают именитые гастролеры: солист Мариинского театра Н. Н. Фигнер, оперная труппа под управлением А.К. Фракули (1908), пианисты – И. Шварц (1909), Л. Аптекарева (1910), хоровая капелла под управлением В. Г. Завадского (1910). Плодотворная творческая деятельность омских профессиональных музыкантов обусловили открытие в городе Омского филармонического общества, которое с осени 1913 года стало проводить “вечера камерной музыки”. Среди музыкантов: А. Л. Ферштер (ф-но), И. М. Мариупольский (скрипка), Б. С. Елин (альт), А. А. Лукинич (виолончель) [25]. В программе произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: Соната для скрипки и фортепиано А. Рубинштейна, Соната соль- минор для виолончели и скрипки С. Рахманинова, фортепианное трио Р. Шумана и др. Ряд вечеров вокальной музыки был запланирован и Омским отделением ИРМО, где перед началом концертной программы публику должны были знакомить с краткими биографическими данными и особенностями творчества исполняемых композиторов. Первая серия таких “вечеров” посвящалась творчеству Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина. Исполнители: М. Похитонова (вокал), С. Валерский (ф-но)[24]. В годы первой мировой войны культурная жизнь Омска резко снизила свои темпы. Омск становится тыловым центром Западной Сибири, где “стабилизировались крупные войсковые силы, формировались и обучались части для отправки на фронт”[44, 137]. Сложная историческая и экономическая ситуация вынуждала многих уезжать из города, в их числе были и музыканты. Так к концу войны практически распадается симфонический оркестр. Редко проводившиеся в данный период камерные концерты в основном носили благотворительный характер и были направлены на сбор средств в пользу Красного Креста и семей погибших на войне воинов. С 1915 года музыкальная жизнь постепенно нормализуется: Филармоническое общество продолжает свою традицию в проведении “вечеров камерной музыки”, устраиваются концерты русской духовной музыки (из произведений Гречанинова, Архангельского, Чеснокова, Рахманинова и др.), стабилизируется работа Музыкальных классов при Омском отделении ИРМО. 9 октября 1916 года при Омском филармоническом обществе открываются Музыкальные классы, ставившие своей целью подготовку профессиональных музыкальных кадров. Директором “классов” стал И. М. Мариупольский. Преподавательский состав включал опытнейших музыкантов: Б.В. Померанцев, О. И. Кадыш, М. Э. Шестакова (ф-но), И. М. Мариупольский (скрипка), И. Л. Дисман (виолончель), В. К. Романов (элементарная теория музыки и гармония), А. Б. Дискин (духовые инструменты и класс оркестровой игры), М. К. Павловская-Скалозубова (вокал) [28]. После смерти И. М. Мариупольского в 1916 году, руководство Филармоническими музыкальными классами через некоторое время было доверено одаренному музыканту и педагогу Б. В. Померанцеву, с отличием окончившего Московскую консерваторию [20, 45]. Рост революционного движения в преддверье февральской и Октябрьской революции 1917 не замедлил сказаться на культурной жизни Омска: сведено до минимума проведение публичных мероприятий (спектаклей, концертов, музыкальных вечеров), многие артисты и музыканты покидают город, уезжая в более спокойные уголки России, некоторые эмигрируют. 1 марта 1917 года в Омске было получено телеграфное сообщение о свержении самодержавия. Впоследствии трудящиеся города под руководством большевиков развернули борьбу за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.
* * *
Пути становления традиций семейного музыкального воспитания в Омске дореволюционного периода (1716-1917 гг.) рассматривались нами в контексте важнейших событий музыкальной жизни города на фоне протекавших социально-культурных и этнических процессов. При изучении проблемы мы (в большинстве случаев) опирались на определенный круг архивных документы, дающих возможность более объективно оценить процесс становления и развития традиций семейного музыкального воспитания в Омском регионе в разнообразии их проявлений. Однако имеющаяся база источников на наш взгляд является недостаточной, в первую очередь, с позиции развития этнических традиций семейного музыкального воспитания сложившихся у представителей таких национальностей населявших Омский регион как эстонцев, литовцев, а также украинцев, белорусов, казахов, татар и др., что открывает определенные перспективы для дальнейшего исследования. Тем не менее, обобщая все вышеизложенное можно прийти к следующим выводам:
Литература
| |
Просмотров: 1523 | | |
Всего комментариев: 0 | |