Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
Наши проекты
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “МИР МУЗЫКИ”
Авторы:
С.Л. Долгушин, И.М. Трушкина
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Омского регионального научно-методического центра творческого развития детей “Мир музыки”
на базе МОУ “Общеобразовательная школа №55” г. Омска
УТВЕРЖДЕН
решением научно-методического Совета при Правлении
ОмРОУ "Научно-методический центр творческого развития детей «Мир музыки».
Протокол №3,от 28 августа 2001г.
Председатель Правления С.Л. Долгушин
I. ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Отбор содержания образования, создание новых педагогических технологий, значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления средств педагогического воздействия, и быстрого роста научной информации в данной области.
В силу этого, как у нас в стране, так и за рубежом возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых педагогических решений.
Интенсификация процесса художественно-эстетического воспитания детей и подростков экстенсивными методами, путем роста численности научных и преподавательских кадров не может отвечать целям и реалиям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективных педагогических технологий необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность данных средств обусловлена, прежде всего, особенностями логики их научного изыскания, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Исследования и апробация педагогических технологий, средств и способов с необходимостью требуют продуманной, спланированной целенаправленной деятельности педагога в детской, молодежной аудитории. C осознанием остроты настоящей проблемы кафедра креативной педагогики Омского педагогического колледжа совместно с Омским региональным научно-методическим центром творческого развития детей “Мир музыки” планируют и осуществляют свою деятельность, одним из направлений которой является организация и проведение научно-экспериментальных исследований в области психологии и педагогики музыкального творчества.
Среди многочисленных возможностей проявления креативных способностей детей, музыкальное творчество занимает одно из ведущих мест. Психологические аспекты детского музыкального творчества, в контексте формирования и развития музыкальных способностей, как научная проблема, привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых. Но, в силу объективных обстоятельств, диктуемых особенностями психодиагностики творческих способностей ребенка, в том числе и музыкальных, в поле зрения ученых, в большей мере, оказался возраст 3-5 лет, являющийся более сензетивным для развития творческих способностей и поэтому более подходящий для полноценного экспериментального исследования (Божович Л. И., Ветлугина Н. А., 1968; Шадриков В. Д., 1991; Дружинин В. Н., 1993 и др.). Например, известно, что метод формирующего эксперимента (являющегося составной частью экспериментально-диагностического комплекса и дающий показательные результаты) малопригоден для исследования школьного и юношеского возраста, так как в школе, где дети проводят половину дневного времени, контролировать жизнедеятельность ученика практически невозможно. В связи с этим, проблема исследования психологических аспектов формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения остается недостаточно освещенной и приобретает особую актуальность, при всевозрастающем интересе отечественной психологии и педагогики к проблемам детского креативного развития.
Объектом предлагаемого исследования является процесс развития креативных способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки, в условиях специализированных классов с углубленным изучением музыки.
В качестве предметов исследования избираются экспериментальные методы диагностики креативных способностей и педагогические методы развития, учитывающие использование элементарных проявлений импровизаторской и композиторской сторон детского художественного творчества.
Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальном исследовании путей и способов креативного развития детей в условиях:
- использования алгоритмической модели учебного процесса;
- осуществления учебного музыкального процесса в общеобразовательной школе как многоуровненвой системы музыкального воспитания и развития ребенка.
Система новых подходов, осуществляемых при помощи этой модели, сводится к её продуктивно творческой ориентации: комплексному развитию креативных и специальных музыкальных способностей (в первую очередь, интонационно-ладового, ритмического, тембрального и регистрового слуха), подразумевающих интеграцию музыкального искусства с другими видами искусств (изобразительным, театральным), а также актуализацию выявления учащимися собственной индивидуальности.
Исходным моментом, для разработки модели, становится положение о том, что исторический путь отечественного общего музыкального образования должен был привести к изменению его назначения и содержания: от первоначального, базирующегося на репродуктивных принципах, к идее научно-обоснованных разработок программ направленных на оптимизацию творческих, созидательных способностей детей, формированию их художественной культуры в контексте различных видов творческого познания действительности. В исследовании предлагается достижение целостности креативного развития ребенка по нескольким параметрам:
- на уровне активизации креативной деятельности ребенка как независимого фактора одаренности (средовые условия);
- на уровне отражения музыкальной организации в содержании ассоциативно-образных ощущений (синестезия) в процессе художественной деятельности;
- на уровне развития и дифференциации музыкальных способностей и, наконец, на уровне взаимопроникновения типов восприятия композиторского, исполнительского и слушательского.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом. Эффективность креативного развития детей младшего школьного возраста в процессе музыкального образования и воспитания в общеобразовательной школе может быть обеспечена при условиях:
- введения в исследуемую модель достижений в области методики музыкально-креативного развития детей младшего школьного возраста;
- синтезировании в заявленной музыкально-образовательной технологии черт разработанной модели с принципами и методами начального музыкального образования и воспитания.
Задачи исследования. Главная задача исследования - создание теоретического обоснования и практическая апробация психолого-педагогических условий, способствующих разносторонним проявлениям креативности в процессе музыкальной деятельности детей и развитию их музыкальных способностей.
Среди других задач:
1. выявление параметров развития творческих способностей: психогенетика креативности, формирование креативности и обучаемости;
2. освещение психологических аспектов экспериментальной диагностики креативных способностей детей в процессе музыкальной деятельности;
3. разработка экспериментальных методов диагностики формирования креативности музыкального мышления младших школьников в условиях специально создаваемой психологической среды;
4. апробация методов педагогического воздействия на процесс формирования и развития креативности заложенных в предлагаемой модели учебного процесса.
Методологической основой и общепринятой базой исследований являются: концепция полихудожественного образования и воспитания (Б. П. Юсов), концепция элементарного музицирования (К. Орфа), теория музыкального образования (Д.Б. Кабалевский),психолого-педагогическая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.), теория развивающего обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, Д. Б. Эльконин и др.), общенаучная теория моделирования (В. Г. Афанасьев, С. И. Архангельский, А. А. Вербицкий, А. Н. Кочергин, Ю. О. Овакимян и др.), теории развития музыкальных способностей и музыкального восприятия (А. Л. Готсдинер, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов).
Для решения поставленных задач предлагается комплекс методов исследования: психодиагностика креативности, моделирование, педагогическое наблюдение, беседа, психологический и педагогический эксперимент.
База исследования: эксперимент, планируется осуществить в течение 5 лет в условиях естественного учебного процесса в рамках урока музыки. В нем должны принять участие две группы учащихся первых классов (экспериментальная и контрольная) средней общеобразовательной школы №55 г. Омска (по 22 человека в каждой)
Процесс реализации экспериментальной программы предусматривает три основных этапа, обусловленных соответствующими целями и задачами:
1. организационный - создание условий: нормативно-правовых, мотивационных, научно-методических, материально-технических (май - август 2001 г.);
2. основной (практический) - разработка и апробация программ психологических и педагогических экспериментов, разработка и апробация методов психодиагностики; апробация и корректировка предложенной модели учебного процесса (сентябрь 2001 - август 2005);
3. обобщающий - систематизация и обобщение результатов работы (сентябрь 2005 - август 2006).
II. ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I этап - организационный (май 2001 - август 2001).
Цель: создание нормативно-правовых, мотивационных, научно-методических условий для проведения экспериментальной работы.
Задачи:
1. формирование концептуальных основ эксперимента;
2. создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих статус научного эксперимента в общеобразовательном учреждении;
3. организация информационного, научно-методического обеспечения экспериментальной работы;
4. создание материально-технической базы экспериментальной деятельности в общеобразовательном учреждении.
II этап - основной (практический) - (сентябрь 2001 - август 2005).
Цель: разработка и апробация программ психологических и педагогических экспериментов.
Задачи:
1. совершенствование информационного, научно-методического обеспечения экспериментальной работы;
2. расширение и совершенствование материально-технической базы экспериментальной работы;
3. разработка и апробация методов психодиагностики;
4. апробация и корректировка в условиях эксперимента предложенной модели учебного процесса;
5. контроль реализации научно-экспериментальной деятельности.
III этап - обобщающий (сентябрь 2005 - август 2006).
Цель: систематизация и обобщение результатов научно-экспериментальной работы.
Задачи:
1. анализ реализации научно-экспериментальной деятельности;
2. анализ результативности используемых в эксперименте методов психодиагностики общих и специальных способностей;
3. анализ эффективности выбранных педагогических технологий, направленных на формирование и развитие креативных музыкальных способностей;
4. анализ эффективности экспериментальной учебной программы, направленной на формирование и развитие творческого, музыкального мышления учащихся начальных классов, развитие их музыкальных, созидательных способностей, эвристической деятельности;
5. оформление результатов экспериментальной работы, создание и публикация научных, методических материалов по итогам научно-экспериментальной деятельности;
6. анализ эффективности научно-методического и материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Организационный этап (май 2001 - август 2001).
№ пп |
Содержание основной деятельности |
Срок |
Исполнители |
Анализ, контроль, регулирование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Разработка локальных документов, реализующих научно-исследовательскую деятельность в школьном образовательном учреждении. |
май 2001 |
Л. В. Воробьева И. М. Трушкина |
С. Л. Долгушин Л. П. Попкова |
2. |
Определение и утверждение темы, программы научно-экспериментальных исследований. |
июнь 2001 |
С. Л. Долгушин Л. В. Воробьева И. М. Трушкина |
ОмРОУ НМЦ
|
3. |
Разработка и утверждение плана научно-экспериментальных исследований. |
июнь 2001 |
С. Л. Долгушин Л. В. Воробьева И. М.Трушкина |
ОмРОУ НМЦ
|
4. |
Создание научно-метод. базы эксперимента: программа, тематический план организации, диагностический, дидактический материал. |
в теч. ук.срока |
С. Л. Долгушин Л. В. Воробьева И. М. Трушкина |
ОмРОУ НМЦ
|
5. |
Создание материально-технической базы эксперимента: кабинеты, лаборатории, учебно-диагностическое оборудование.
|
в теч. ук.срока |
Л. П. Попкова С. Л. Долгушин
|
ОмРОУ НМЦ
|
2. Основной этап (сентябрь 2001 - август 2005).
№ пп |
Содержание основной деятельности |
Срок |
Исполнители |
Анализ, контроль, регулирование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. |
Разработка и апробация экспериментально-диагностической и учебно-программной документации. |
в течение указан.срока |
С. Л. Долгушин Л. В. Воробьева И. М. Трушкина
|
ОмРОУ НМЦ
|
7. |
Организация дополнительного информационно-методического обеспечения.
|
в течение указан.срока |
Л. В. Воробьева И. М. Трушкина С. Л. Долгушин |
ОмРОУ НМЦ
|
8. |
Развитие материально-технической базы: дополнительные кабинеты, учебно-диагностическое оборудование. |
в течение указан.срока |
Л. П. Попкова. С. Л. Долгушин |
ОмРОУ НМЦ
|
9. |
Организация и проведение промежуточного отчета педагогов, участвующих в экспериментальной работе. |
ежегод. в теч. указан. срока. |
Л. В. Воробьева И. М. Трушкина С. Л. Долгушин |
ОмРОУ НМЦ
|
3. Обобщающий этап (сентябрь 2005 - август 2006).
№ пп |
Содержание основной деятельности |
Срок |
Исполнители |
Анализ, контроль, регулирование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
10. |
Организация и проведение отчета о результатах научно-экспериментальных исследований.
|
август 2006 |
Л. В. Воробьева И. М. Трушкина С. Л. Долгушин |
Л. П. Попкова. ОмРОУ НМЦ
|
11. |
Оформление результатов научно-экспериментальной деятельности. |
в течение указан.срока |
Л. В. Воробьева И. М. Трушкина С. Л. Долгушин
|
ОмРОУ НМЦ
|
12. |
Публикация научных, методических материалов по результатам проведенных исследований. |
в течение указан.срока |
Л. В. Воробьева И. М. Трушкина С. Л. Долгушин |
ОмРОУ НМЦ
|
IV. ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:
- Долгушин С. Л. О некоторых особенностях проведения занятий по элементарному музицированию в начальных классах общеобразовательной школы. Омск: АДМЭВ, 1998.
- Долгушин С. Л. К проблеме исследования цветомузыкальных ассоциаций у детей в процессе ритмомелодического моделирования на занятиях по элементарному музицированию. Омск: АДМЭВ, 1998.
- Долгушин С. Л. Роль синестетического метода в процессе работы над программным сочинением в экспериментальном классе композиции/ Тезисы I-й межрегиональной научно-практической конференции по проблемам инновационных методов в общем и специальном музыкальном образовании: Мир музыки и дети. Омск: АДМЭВ, 1999. СС.44-46.
- Долгушин С. Л. К вопросу о синестетическом методе и его значении в формировании и развитии творческих способностей младших школьников в процессе элементарного музицирования/ Общее музыкальное образование в спектре актуальных проблем современной педагогики: Сб. научных и методических статей. Омск: АДМЭВ, 2000. СС.105-114.
- Долгушин С. Л. Образ, цвет, звук. Омск:АДМЭВ, 2000.
- Долгушин С. Л. Основы музыкальной импровизации и моделирования. Омск:АДМЭВ, 2000.
- Долгушин С. Л. Синестетический метод и его роль в креативном подходе к процессу музыкальной деятельности ребёнка/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Новые технологии в музыкальном образовании. Ч.I. Изд-во ОмГУ, 2000. СС. 57-65.
- Долгушин С. Л. Свободная ассоциативная импровизация как метод развития художественно-образного мышления детей в процессе музыкальной деятельности/ Материалы I-ой Международной межвузовской научно-практической конференции: Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Т.2. УрГПУ, 2001. СС. 82-84.
- Долгушин С. Л., Воробьева Л. В. Развитие креативности младших школьников / Музыка в школе, №4, 2002. – С. 22-28.
- Долгушин С. Л. Творчество без границ / Музыка в школе, №3, 2003. – СС.34-45.
- Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития детей в процессе музыкального обучения по экспериментальной программе “Мир музыки” (первый год обучения)/ Музыка как художественное познание мира: Материалы Международной научно-практической конференции (21-26 апреля 2003,г. Омск). Омск: Мир музыки, 2003. – СС.38-42.
- Воробьева Л. В. Развитие креативности младших школьников в условиях экспериментальной программы “Мир музыки” (второй год обучения)/ Музыка как художественное познание мира: Материалы Международной научно-практической конференции (21-26 апреля 2003,г. Омск). Омск: Мир музыки, 2003. – СС.43-52.
- Долгушин С.Л. Развитие творческой активности младших школьников в процессе полихудожественной деятельности: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “Художественное образование: инновации и традиции (9-10 ноября 2004). Ч.1. – Пермь, 2004. – СС.127 – 133.
- Долгушин С.Л. Некоторые аспекты взаимодействия и синтеза искусств в современной науке // Полихудожественное образование как фактор творческого развития детей и юношества: Материалы Открытой региональной научно-практической конференции (Омск, 19 апреля 2008 г.) – Омск: Мир музыки, 2008 – СС. 3-7.