Пятница, 19.04.2024, 18:11 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Наши проекты

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИ­КОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “МИР МУЗЫКИ”

 

Авторы:

С.Л. Долгушин, И.М. Трушкина

 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Омского регионального научно-методического центра творческого развития детей “Мир музыки” 

на базе МОУ “Общеобразовательная школа №55” г. Омска

 

 

УТВЕРЖДЕН

решением научно-методического Совета при Правлении

ОмРОУ "Научно-методический центр творческого развития детей «Мир музыки».

Протокол №3,от 28 августа 2001г.

Председатель Правления  С.Л. Долгушин

 

 

I.  ОБОСНОВАНИЕ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отбор содержания образования, создание новых педагоги­ческих технологий,  значительно усложнились в ус­ловиях возросших темпов  обновления  средств педаго­гиче­ского воздействия, и быстрого роста  научной  инфор­мации в дан­ной области.

В силу этого, как у нас в стране, так и за рубежом воз­никли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого  мышления и поиска новых педагогических решений.

Интенсификация процесса художественно-эстетического вос­питания  детей и подростков экстенсивными методами, пу­тем роста численности научных  и преподавательских кад­ров не может отвечать целям и реалиям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффектив­ных педагогических технологий   необходимо иметь средства для активи­зации творческого мышления. Спе­цифичность данных средств обусловлена, прежде всего, осо­бенностями логики их научного изыскания, а обстоятель­ства,  сопутствующие про­рыву на более высокую ступень по­знания,  далеко не всегда соответствуют важности момента. Исследования и апробация педагогических технологий, средств и способов с необходимостью требуют продуманной, спланированной целенаправленной деятельности педагога в детской, молодежной аудитории. C осознанием  остроты на­стоящей про­блемы кафедра креативной педагогики Омского педагогического колледжа совместно с Омским региональным научно-методическим центром творческого развития детей  “Мир музыки” планируют и осуществляют свою деятельность, одним из на­правлений которой является организация и про­ведение на­учно-экспериментальных иссле­дований в области психологии и педагогики музыкального творчества.

Среди многочисленных возможностей проявления креатив­ных способностей детей, музыкальное творчество за­нимает одно из ведущих мест. Психологические аспекты дет­ского музы­кального творчества, в контексте формирования и раз­вития музыкальных способностей, как научная проблема, привле­кает внимание за­рубежных и отечественных ученых. Но, в силу объективных об­стоя­тельств,  диктуемых особен­ностями психо­диагностики твор­ческих способностей ребенка, в том числе и музыкальных, в поле зрения ученых, в боль­шей мере, ока­зался возраст 3-5 лет, являющийся более сен­зе­тивным для развития творческих способностей и поэтому бо­лее подходя­щий для полноценного экспериментального ис­сле­дования (Бо­жович Л. И., Ветлугина Н. А., 1968; Шадри­ков В. Д., 1991; Дружинин В. Н., 1993  и др.). На­пример, из­вестно, что ме­тод формирующего экспе­ри­мента (являюще­гося составной ча­стью экспериментально-диаг­ности­ческого ком­плекса и дающий показательные резуль­таты) ма­лопригоден для исследования школьного и юноше­ского воз­раста, так как в школе, где дети проводят    поло­вину днев­ного времени, контролировать жиз­недеятельность уче­ника практически не­возможно. В связи с этим, проблема ис­следова­ния психоло­гических аспектов фор­мирования и раз­ви­тия твор­ческих спо­собностей детей млад­шего школьного воз­раста в ус­ловиях общеобразовательного учреждения оста­ется недоста­точно ос­вещенной и приобретает особую акту­аль­ность, при всевоз­растающем интересе отечест­венной пси­хо­логии и педаго­гики к  проблемам   детского креативного развития.

Объектом предлагаемого исследования является процесс развития креативных способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки, в условиях специализированных классов с углубленным изучением музыки.

В качестве пред­метов исследования избираются  экспери­ментальные методы диагностики креативных способно­стей и педагогические ме­тоды развития, учитывающие  ис­пользова­ние элементарных проявлений импровизаторской и компози­торской сторон дет­ского художественного творче­ства.

Цель исследования за­ключается в выявлении и экспери­мен­тальном исследовании путей и способов креатив­ного раз­ви­тия детей в условиях:

  • использования алгоритмической модели учебного про­цесса;
  • осуществления учебного музыкального процесса в общеоб­разовательной школе как многоуровненвой системы му­зыкального воспитания и развития ребенка. 

Сис­тема новых подходов, осуществляемых при помощи этой мо­дели, сводится к её продуктивно творческой ориен­тации: комплексному развитию креативных и специальных му­зыкаль­ных способностей (в первую очередь, интонационно-ладо­вого, ритмического, тембрального и регистрового слуха), подразумевающих интеграцию музыкального искусства с дру­гими видами искусств (изобразительным, театральным), а также актуализацию выявления учащимися собственной инди­видуальности.

Исходным моментом, для разработки модели, становится положение о том, что исторический путь отечественного об­щего музыкального образования должен был привести к изме­нению его назначения и содержания: от первоначального, базирующегося на репродуктивных принципах, к идее научно-обоснованных разработок программ направленных на оптими­зацию творческих, созидательных способностей детей, фор­мированию их художественной культуры в контексте различ­ных видов творческого познания действительности. В иссле­довании предлагается достижение целостности креативного развития ребенка по нескольким параметрам:

  • на уровне активизации креативной деятельности ре­бенка как независимого фактора одаренности (средовые ус­ловия);
  •  на уровне отражения музыкальной организации в содер­жании ассоциативно-образных ощущений (синестезия) в процессе художественной деятельности;
  •  на уровне развития и дифференциации музыкальных спо­собностей и, наконец, на уровне взаимопроникновения типов восприятия компози­торского, исполнительского и слу­шательского.

Гипотеза исследования формулируется следующим обра­зом. Эффективность креативного развития детей младшего школь­ного возраста в процессе музыкального образования и вос­питания в общеобразовательной школе может быть обеспе­чена при условиях:

  • введения в исследуемую модель достижений в области ме­тодики музыкально-креативного развития детей младшего школьного возраста;
  • синтезировании в заявленной музыкально-образователь­ной технологии черт разработанной модели с принципами и методами начального музыкального образования и воспита­ния.

Задачи исследования. Главная задача исследования - создание теоретического обоснования и практическая апро­бация психолого-педагогических условий, способствующих разносторонним проявлениям  креативности  в процессе му­зыкальной деятельности детей и развитию их музыкальных способностей.

Среди других задач:

1. выявление параметров развития творческих способно­стей: психогенетика креативности, формирование креа­тивно­сти и обучаемости;

2. освещение психологических аспектов эксперименталь­ной диагностики креативных способностей детей в процессе музыкальной деятельности;

3. разработка экспериментальных методов диагностики фор­мирования  креативности музыкального мышления младших школьников в условиях специально создаваемой психоло­гиче­ской среды;

4. апробация методов педагогического воздействия на про­цесс формирования и развития креативности заложенных в предлагаемой модели учебного процесса.

Методологической основой и общепринятой базой исследо­ваний являются: концепция полихудожественного об­разования и воспитания (Б. П. Юсов),  концепция элемен­тарного музицирования (К. Орфа), теория музыкального об­разования (Д.Б. Кабалевский),психолого-педагогическая тео­рия деятель­ности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.), теория развиваю­щего обучения  (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, З. И. Калмы­кова, Д. Б. Эль­конин и др.), общенаучная теория мо­делиро­вания (В. Г. Афанасьев, С. И. Архангельский, А. А. Вер­бицкий, А. Н. Кочергин, Ю. О. Овакимян и др.), теории развития музы­кальных способностей и музыкального воспри­ятия (А. Л. Готсдинер, В. В. Медушевский, Е. В. На­зайкин­ский, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов).

Для решения поставленных задач предлагается комплекс методов исследования: психодиагностика креативности,    мо­делирование, педагогическое наблюдение, беседа, психоло­гический и педагогический эксперимент.

 

База исследования: эксперимент, планируется осущест­вить в течение 5 лет  в условиях естественного учебного про­цесса в рамках урока музыки. В нем должны принять уча­стие две группы учащихся первых классов (эксперименталь­ная и контрольная) средней общеобразовательной школы №55  г. Омска (по 22 человека в каждой)

Процесс реализации экспериментальной программы преду­сматривает три основных этапа, обусловленных соответст­вующими целями и задачами:

1. организационный - создание условий: нормативно-право­вых, мотивационных, научно-методических, матери­ально-технических  (май - август 2001 г.);

2. основной (практический) - разработка и апробация про­грамм психологических и педагогических экспериментов, разработка и апробация методов психодиагностики; ап­роба­ция и корректировка предложенной модели учебного процесса (сентябрь 2001 - август 2005);

3. обобщающий - систематизация и обобщение результатов работы (сентябрь 2005 - август 2006).

 

II. ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап - организационный (май 2001 - август 2001).

Цель: создание нормативно-правовых, мотивационных, на­учно-методических условий для проведения эксперименталь­ной работы.

Задачи:

1. формирование концептуальных основ эксперимента;

2. создание пакета нормативно-правовых документов, обес­печивающих статус научного эксперимента в общеобразо­вательном учреждении;

3. организация информационного, научно-методического обеспечения экспериментальной работы;

4. создание материально-технической базы эксперименталь­ной деятельности в общеобразовательном уч­реждении.

 

II этап - основной (практический) - (сентябрь 2001 - август 2005).

Цель: разработка и апробация программ психологических и педагогических экспериментов.

Задачи:

1. совершенствование информационного, научно-методиче­ского обеспече­ния экспериментальной работы;

2. расширение и совершенствование материально-техниче­ской базы экспе­риментальной работы;

3. разработка и апробация методов психодиагностики;

4. апробация и корректировка в условиях эксперимента предложенной модели учебного процесса;

5. контроль реализации научно-экспериментальной деятель­ности.

 

III этап - обобщающий (сентябрь 2005 - август 2006).

Цель: систематизация и обобщение результатов научно-экспериментальной работы.

Задачи:

1. анализ реализации научно-экспериментальной деятельно­сти;

2. анализ результативности используемых в эксперименте методов психодиагностики общих и специальных способ­но­стей;

3. анализ эффективности выбранных педагогических техно­логий, направленных на формирование и развитие креа­тивных музыкальных способностей;

4. анализ эффективности экспериментальной учебной про­граммы, направленной на формирование и развитие твор­че­ского, музыкального мышления учащихся начальных классов, развитие их музыкальных, созидательных спо­собностей, эв­ристической деятельности;

5. оформление результатов экспериментальной работы, соз­дание и публикация научных, методических материалов по итогам научно-экспериментальной деятельности;

6. анализ эффективности научно-методического и матери­ально-технического обеспечения экспериментальной        ра­боты.

 

III. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.  Организационный этап (май 2001 - август 2001).

 

№ пп

 

Содержание основной деятель­ности

 

Срок

 

Исполнители

Анализ, кон­троль,

регулирова­ние

1

2

3

4

5

1.

Разработка локальных доку­мен­тов, реализующих научно-исследо­ватель­скую деятель­ность в школь­ном образова­тель­ном учреждении.

май

2001

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

С. Л.

Дол­гушин

Л. П. Поп­кова

2.

Определение и утверждение темы, программы научно-экспе­рименталь­ных исследований.

июнь

2001

С. Л. Дол­гушин

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

 

ОмРОУ НМЦ

 

3.

Разработка и утверждение плана на­учно-эксперименталь­ных иссле­дований.

июнь

2001

С. Л. Дол­гушин

Л. В. Во­робьева

И. М.Трушкина

 

ОмРОУ НМЦ

 

4.

Создание научно-метод. базы экспери­мента: программа, те­мати­ческий план организации, диагно­стический, дидак­тиче­ский мате­риал.

в те­ч.

ук.срока

С. Л. Дол­гушин

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

 

ОмРОУ НМЦ

 

5.

Создание материально-техни­че­ской базы эксперимента: ка­би­неты, лаборато­рии, учебно-диаг­ностическое оборудова­ние.

 

в те­ч.

ук.срока

 

Л. П. Поп­кова

С. Л. Дол­гушин

 

 

ОмРОУ НМЦ

 

 

2.  Основной  этап (сентябрь 2001 - август 2005).

 

№ пп

 

Содержание основной

деятель­ности

 

Срок

 

Исполнители

Анализ, кон­троль,

регулирова­ние

1

2

3

4

5

6.

Разработка и апробация экс­перимен­тально-диагности­ческой и учеб­но-про­грамм­ной докумен­тации.

в те­чение

ука­зан.срока

С. Л. Дол­гушин

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

 

 

ОмРОУ НМЦ

 

7.

Организация дополнитель­ного ин­фор­мационно-методи­ческого обеспечения.

 

 

в те­чение

ука­зан.срока

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

С. Л. Дол­гушин

 

ОмРОУ НМЦ

 

8.

Развитие материально-техни­ческой базы: дополни­тельные кабинеты, учебно-диагностиче­ское оборудова­ние.

в те­че­ние

ука­зан.срока

Л. П. Поп­кова.

С. Л. Дол­гушин

 

ОмРОУ НМЦ

 

9.

Организация и проведение проме­жу­точного отчета педа­го­гов, участвующих в экспе­ри­ментальной работе.

еже­год. в теч. ука­зан. срока.

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

С. Л. Дол­гушин

 

ОмРОУ НМЦ

 

 

3.  Обобщающий  этап (сентябрь 2005 - август 2006).

 

 

№ пп

 

Содержание основной

деятель­ности

 

Срок

 

Исполнители

Анализ, кон­троль,

регулирова­ние

1

2

3

4

5

10.

Организация и проведение от­чета о результатах на­учно-экспериментальных ис­следова­ний.

 

ав­густ

2006

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

С. Л. Дол­гушин

Л. П. Поп­кова.

ОмРОУ НМЦ

 

11.

Оформление результатов на­учно-экспериментальной дея­тельности.

в те­че­ние

ука­зан.срока

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

С. Л. Дол­гушин

 

 

ОмРОУ НМЦ

 

12.

Публикация научных, мето­ди­ческих материалов по ре­зуль­татам проведенных ис­следова­ний.

в те­че­ние

ука­зан.срока

Л. В. Во­робьева

И. М. Труш­кина

С. Л. Дол­гушин

 

ОмРОУ НМЦ

 

 

IV. ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Долгушин С. Л. О некоторых особенностях проведения за­нятий по элементарному музицированию в начальных клас­сах общеобразовательной школы. Омск: АДМЭВ, 1998.
  2. Долгушин С. Л. К проблеме исследования цветомузыкаль­ных ассоциаций у детей в процессе ритмомело­дического мо­делирования на занятиях по элементарному му­зицирова­нию. Омск: АДМЭВ, 1998.
  3. Долгушин С. Л. Роль синестетического метода в про­цессе ра­боты над программным сочинением в эксперименталь­ном классе композиции/ Тезисы I-й межрегиональной научно-практической конференции по проблемам инновационных мето­дов в общем и специальном музыкальном образова­нии: Мир музыки и дети. Омск: АДМЭВ, 1999. СС.44-46.
  4. Долгушин С. Л. К вопросу о синестетическом методе и его значении в формировании и развитии творческих способ­ностей младших школьников в процессе элементарного музи­цирования/ Общее музыкальное образование в спек­тре акту­альных проблем современной педагогики: Сб. научных и ме­тодических статей. Омск: АДМЭВ, 2000. СС.105-114.
  5. Долгушин С. Л. Образ, цвет, звук. Омск:АДМЭВ, 2000.
  6. Долгушин С. Л. Основы музыкальной импровизации и моде­лиро­вания. Омск:АДМЭВ, 2000.
  7. Долгушин С. Л. Синестетический метод и его роль в креатив­ном подходе к процессу музыкальной деятельности ре­бёнка/ Материалы Всероссийской научно-практической кон­ференции: Новые технологии в музыкальном образова­нии. Ч.I. Изд-во ОмГУ, 2000. СС. 57-65.
  8. Долгушин С. Л. Свободная ассоциативная импровизация как ме­тод развития художественно-образного мышления детей в процессе музыкальной деятельности/ Материалы I-ой Ме­ж­дународной межвузовской научно-практической конфе­ренции: Музыкально-эстетическое образование в социо­культурном развитии личности. Т.2. УрГПУ, 2001. СС. 82-84.
  9. Долгушин С. Л., Воробьева Л. В.  Развитие креа­тивности младших школьников / Музыка в школе, №4, 2002. – С. 22-28.
  10. Долгушин С. Л. Творчество без границ / Музыка в школе, №3, 2003. – СС.34-45.
  11. Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития детей в процессе музыкального обуче­ния по экспериментальной программе  “Мир музыки” (первый год обучения)/ Музыка как художественное познание мира: Материалы Международной научно-практической конференции (21-26 апреля 2003,г. Омск). Омск: Мир музыки, 2003. – СС.38-42.
  12. Воробьева Л. В. Развитие креативности младших школьни­ков в условиях экспериментальной программы “Мир музыки” (второй год обучения)/ Музыка как художественное познание мира: Материалы Международной научно-практиче­ской конференции (21-26 апреля 2003,г. Омск). Омск: Мир музыки, 2003. – СС.43-52.
  13. Долгушин С.Л. Развитие творческой активности младших школьников в процессе полихудожественной деятельности: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “Художественное образование: инновации и традиции (9-10 ноября 2004). Ч.1. – Пермь, 2004. – СС.127 – 133.
  14. Долгушин С.Л.  Некоторые аспекты взаимодействия и синтеза искусств в современной науке // Полихудожественное образование как фактор творческого развития детей и юношества: Материалы Открытой региональной научно-практической конференции (Омск, 19 апреля 2008 г.) – Омск: Мир музыки, 2008 – СС. 3-7.