Пятница, 19.04.2024, 15:28 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Автор:

 С.Л. Долгушин – канд. искусствоведения, заведующий экспериментальной лабораторией Омского НМЦ «Мир музыки»

УТВЕРЖДЕН

решением научно-методического Совета при Правлении

ОмРОУ Научно-методический центр творческого развития детей «Мир музыки».

Протокол №5, от 12 мая 2004г.

Председатель Правления  С. Л. Долгушин

 

Складывающаяся в настоящее время социокультурная ситуация, оп­реде­ляется пробудившимся и неуклонно возрастающим национальным самосоз­нанием людей, стремлением народов к возрождению своей са­мобытности, традиций, идущих из глубины веков. В этой связи форми­рование музыкаль­ной культуры ребенка и семьи, как неотъемлемой части музыкальной куль­туры общества, приобретает, на наш взгляд, особую остроту.

Музыка учит добру. Постигая красоту в музыке, ребенок учится це­нить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Не случайно с давних времен му­зыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духов­ных ценностей, нако­пленных людьми приобщения к мировой музыкаль­ной культуре.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхожде­ния ре­бенка в мир музыки. Всякая музыкальная деятельность в семье осуществля­ется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными ус­ловиями, в которых ребенок воспитывается дома, инте­ресами взрослых чле­нов семьи, мотивами их отношений к музыкаль­ному воспитанию, общей культурой. Именно родители закладывают ос­новы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов.

Проблема семейного воспитания с древних времен привлекала к себе большое внимание многих философов (Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, М.С. Каган) и педагогов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская).

Среди современных исследователей проблем семейного воспитания можно назвать Т.А. Маркову, О.Л. Звереву, Н.В. Корниенко, В.И. Без­люд­ную, В.К. Котырло и др.

Однако проблема развития музыкальной культуры в семье до на­стоящего времени еще изучена недостаточно. В силу этого музыка по­степенно уходит из семейного воспитания, носит бессистемный стихий­ный характер и не осознается родителями в педагогическом контексте.

В музыкальной педагогике возник ряд вопросов, требующих своего решения:

  • не изучен и не обобщен позитивный опыт преемственности в семей­ном музыкальном воспитании;
  • не определены общие тенденции и степень их влияния на формиро­вание социокультурных и педагогических условий музыкаль­ного воспитания детей в семье;
  • теоретически не разработаны пути его развития.

Возникшие противоречия между: существующими богатейшими традициями семейного музыкального воспитания прошлого и отсутст­вием их продолжения и развития в большинстве современных семей; встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспита­ния в семье и отсутствием теоретической разработанности основных во­просов; достиже­ниями в области отечественной музыкальной педаго­гики и отсутствием пу­тей подготовки родителей к руководству семей­ным воспитанием детей обу­словило актуальность проблемы.

 Объектом исследования являлся процесс музыкального развития детей в се­мей­ном социуме.

Цель настоящего исследования заключалось в изучении эффективности использо­вания социокультурных и педагогических условий музыкального воспита­ния детей в семье.

В основу исследования положена гипотеза: эффективность музы­кального воспитания детей в семье будет достигнута, если в основу про­цесса будут положены следующие условия:

  • опора на исторические традиции отечественного семейного музы­каль­ного воспитания, в том числе – г. Омска и Омской области;
  • использование имеющегося позитивного опыта организации семей­ного музыкального воспитания.

 

Названные цель, объект, предмет и гипотеза исследования опреде­лили его задачи:

  • рассмотреть состояние семейного музыкального воспитания в исто­риче­ском аспекте и на современном этапе;
  • выявить общие тенденции и определить степень их влияния на фор­миро­вание социокультурных и педагогических условий музыкаль­ного воспитания детей в семье;
  • определить социокультурные и педагогические условия и на их ос­нове обосновать и разработать региональную программу музыкального воспита­ния детей в семье, в том числе – предусматривающую  разнооб­разные эффек­тивные формы и методы работы дошкольных и школьных образовательных учреждений с родителями;
  • проверить и практически подтвердить эффективность использова­ния со­циокультурных и педагогических условий в системе семейного музыкаль­ного воспитания.

В исследовании использованы следующие методы: теоретический анализ исторической, историко-педагогической, музыковедческой, куль­турологиче­ской и методической литературы; отбор местных архивных материалов и опубликованных работ; изучение фактов и имеющегося практического опыта семейного музыкального воспитания; системати­зация фактов, влияющих на процесс формирования социокультурных и педагогических условий с учетом региональных особенностей; педаго­гическое наблюдение, беседа, анкетирование.

Научные перспективы проекта:

  • выявление и адаптация к современной социокультурной ситуации тради­ционных условий семейного музыкального воспитания: опора на исто­рическое наследие, использование сложившихся традиционных форм, мето­дов и принципов в организации музыкального воспитания;
  • разработка на их основе новых форм и методов организации музы­каль­ного воспитания в семейном социуме;
  • введения в научно-педагогический оборот ранее неизвестных и не­опуб­ликованных архивных материалов.

Практическая значимость:

  • выявление социокультурных и педагогических условий, определяю­щих эффективность музыкального воспитания детей в семье;
  • перспективы в разработке региональной программы развития семей­ного музыкального воспитания в Омске и Омской области;

 

Проект осуществлялся в три этапа:

1) 2004 - 2005  гг. – организационный.

Цель: создание нормативно-правовых документов, мотивационных, на­учно-методических условий для проведения экспериментальной ра­боты.

Задачи:

  • формирование концептуальных основ эксперимента;
  • создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечиваю­щих ста­тус научного эксперимента;
  • организация информационного, научно-методического обеспече­ния экс­периментальной работы;
  • создание материально-технической базы экспериментальной дея­тельно­сти.

 2) 2005 – 2006 гг.  – основной (практический).

Цель: выявление, систематизация фактологического материала, разра­ботка и апробация методик исследования.

Задачи:

  • совершенствование информационного, научно-методического обес­пече­ния эксперимента;
  • расширение и совершенствование материально-технической базы экспе­риментальной работы;
  • контроль реализации научно-экспериментальной деятельности.

3)2006 – 2007 гг. – обобщающий.

Цель: обобщение результатов научного исследования.

Задачи:

  • анализ реализации научно-исследовательской деятельности;
  • анализ результативности используемых в эксперименте форм и ме­тодов  организации музыкального воспитания в семейном со­циуме;
  • оформление результатов экспериментальной работы, созда­ние и публикация научных, методических материалов по итогам научно-экс­пери­ментальной деятельности;
  • анализ эффективности научно-методического и матери­ально-техни­ческого обеспечения экспериментальной работы.

Учитывая системность, планомерность подхода к изучению про­блемы, сроки реализации научно-исследовательского проекта, наше внимание было локализовано лишь на  первых двух этапах изучения проблемы: организационном и частично практическом.

В связи с данной установкой цель  выпускной квалификационной ра­боты - создание необходимых научно-методических условий экспери­ментальной деятельности, учитывающих выявление, систематизацию необходимого фактологического материала и начальную разра­ботку и апробацию методик исследования.

Основные задачи:

  • изучение состояние семейного музыкального воспитания в Омске дореволю­ционном дореволюционного, советского, постсоветского периодов.
  • выявление общих тенденций и определение степени их влияния на фор­миро­вание социокультурных и педагогических условий музыкаль­ного воспитания детей в семье в указанные исторические периоды;
  • проведение диагностики условий музыкального воспитания детей в ом­ских семьях (на промежуточной стадии эксперимента);
  • руководствуясь полученными данными диагностики, а также суще­ствующими в психологии подходами к психогенетике креативных способностей (генетическим, средовым и генотип-средовым) и приня­тыми методами анализа, моделирование условий, влияющих на развитие творче­ских способностей детей в семье (в совокупности наиболее общих и характерных черт).

Среди выводов:

Наш опыт научно-практического решения проблемы свидетельст­вует, что всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с соци­альными ус­ловиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. В данном контексте важ­ным аспектом комплексного изучения проблемы является педагогическое сопровождение семьи в во­просах духовно-нравственного воспитания.

Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется вы­делением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня выявлено семь направлений системы работы по педа­гогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны): содержательное, социально-педагогическое, программно-структурное, кадровое обеспечение системы, организационно-политическое, экономическое, управленческое направление.

Мы вынуждены констатировать тот факт, что одной из причин кри­зиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Традиционный семейный ук­лад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе тра­дици­онных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духов­ная состоятельность личности. А мать и отец, осоз­навая особенности своего семейного служения и свой долг доброго вос­питания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого пе­дагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разруше­ние традиционных се­мейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессио­нальной об­ласти, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физи­ческих, ни ду­шевных сил для воспитания детей. Эту негативную тен­денцию в укладе современной семьи подтвер­ждают и результаты прове­денного нами анкетирования.  Из общего количества оп­рошенных семей по среднестатистическим данным 14,2% указывают на нехватку времени для ху­дожественного развития детей в семье, 7,4 % вообще не задумыва­лись над данной проблемой, 28,5% считают целесообразным художествен­ное развитие ребенка осуществлять в условиях дошко­льных образователь­ных учреждений, 1,8% считает это не нужным.  Причиной нехватки вре­мени 15, 2% родителей объясняют  отсутствие семейных традиций прове­дения музыкального досуга (семей­ного музицирования), редкого посеще­ния вместе с ребенком концертов детской музыки, детских музыкальных спектаклей (42%).  6.2% родителей отмечали отсутствие потребности к творческому самовыражению в условиях организации семейного музици­рования (при наличии необходимых способностей). 

Факт отсутствия мотивов к творческому самовыражению некоторых родителей привел нас к мысли тщательного изучения психологических аспектов художественного воспитания в семье. 

По мнению психологов, процесс художественного (в нашем случае – музыкального) воспита­ния ребенка в семейном социуме во многом зави­сит от психогенетических условий креативности, сложившихся в кон­кретно взятой семье. В силу этого в ходе проводимых исследований мы попыта­лись определить  его зависимость от генетических и средовых компонентов (в их совокупности и вариативности психологических при­знаков) по результатам бесед, опроса и анкетирования родите­лей детей посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Омска.

Руководствуясь полученными данными, а также существующими в психологии подходами к психогенетике креативных способностей (гене­тическим, средовым и генотип-средовым) и приня­тыми методами ана­лиза, нами смоделированы следующие условия, влияющие на развитие творче­ских способностей детей в семье (в совокупности наиболее общих и характерных черт):

Модель I. Подкрепление креативного поведения детей собственными образцами творческого поведения. Нерегламентированная среда с демо­кратическими отношениями.

Модель II. Родители не отличаются творческими способностями, но имеют повышен­ное внима­ние к способностям ребенка.  Данный факт во многом является организующим началом в семье. Имеет место нерегла­ментированная среда с демократическими отноше­ниями. В качестве об­разца для подражания иногда служит “идеальный герой”, обладаю­щий творческими чертами в большей мере, чем родители (в наше случае – близкие родст­венники – бабушка, дедушка, тетя, дядя; хоро­шие знако­мые семьи).

Модель III. Семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, не­согласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряются нестереотипное поведе­ние.

Модель IV. “Средние”, нетворческие родители формируют у детей нетворческое поведение. Не­гармонические отношения таких родителей способствуют эмоциональному отдалению ребенка. По­рой ребенок на­ходится в жесткой, регламентированной среде.

В ходе исследования мы пришли также к выводу, что  на формиро­вание и проявление творче­ской личности влияет географическое поло­жение места жизнедеятельности. Так, для большей дос­товерности про­водимых исследований нами были опрошены родители и обследованы (выборочно) дети старшей и подготовительной группы дошкольных уч­реждений практически всех администра­тивных округов г. Омска.

По анкетным данным составлялся социокультурный и психологиче­ский “портрет” каждой се­мьи, возникающие дополнительные вопросы уточнялись в частной беседе. Таким образом, в иссле­довании приняло участие 194 семьи (из них – 37 неполных) и 203 ребенка. 

В целом, социологические исследования, проведенные в форме анке­тирования и опроса роди­телей, воспитывающих детей дошкольного воз­раста в г. Омске показали, что музыка выходит на первое место и явля­ется самым любимым, предпочитаемым видом искусства. Из 600 чело­век опро­шенных музыке как виду искусства отдают предпочтение 79%. Сегодня можно отметить и некото­рый рост музыкальной образованно­сти родителей. Более 10% респондентов имеют специальное му­зыкаль­ное образование. Однако при всех успехах системы музыкального вос­питания было бы глу­боко ошибочно характеризовать уровень музыкаль­ной культуры современных родителей лишь с позитивной точки зрения.

Анализ результатов исследования показывает, что за количествен­ным благополучием «потреб­ления» музыки скрываются порой сложные противоречия ее бытования. Это, прежде всего, одно­сторонняя ориента­ция большинства родителей и детей на эстрадно-развлекательную му­зыку, ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Такой уро­вень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры. Он предпо­лагает запросы, диктуемые престижностью. В результате анкетирования выявлено, что 78,8 % опрошенных предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению – народная му­зыка. Это - 14 % родителей. Наименьшей популярностью пользуется классическая музыка – 7,2%. Выявлено, что музыкальная активность многих родителей находится на уровне ниже среднего.

При этом 28,8% родителей понимает необходимость осуществления музыкального воспитания в семейном социуме, 43,2% указывает на це­лесообразность содействия семьи и дошкольного обра­зовательного уч­реждения в данном процессе, а 28% считает это ненужным.

Как показали исследования, стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная так­тика обусловлены общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социаль­ная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоцио­нальную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкаль­ное воспитание детей и домашний досуг.

Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия между:

  • существующими богатейшими традициями семейного музыкального воспитания прошлого и от­сутствием их продолжения и развития в боль­шинстве современных семей. К примеру, из общего коли­чества опрошен­ных традицию проведения семейных музыкальных вечеров сохранили лишь 9% (!);
  • встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспи­тания в семье и отсутст­вием теоретической разработанности ос­новных вопросов;
  • достижениями в области отечественной музыкальной педагогики и отсутствием путей подго­товки родителей к руководству семейным вос­питанием детей.
  • дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и семья должны представлять собой еди­ную воспитательную систему. Поэтому разреше­ние данных противоречий мы видим в попытке их решения через разно­образные формы работы ДОУ с родителями по музыкальному воспита­нию де­тей в семейном социуме.

Публикации по теме:

  1.  Долгушин С. Л.  Музыкальное воспитание и образование в дорево­люционном Омске (1716-1917): Краткий исторический очерк – Омск, 1995.

2. Долгушин С. Л. Колыбельная матери и формирование основ музыкальной культуры детей // Влияние семьи на формирование музыкальной культуры ребенка: Сб. статей. – Омск: Мир музыки, 2001. – 76с.  

3. Долгушин С. Л.  Традиции семейного музыкального воспитания в дореволюционном Омске (1716-1917) // Вопросы музыкальной педагогики и музыкознания. – Омск: Мир музыки, 2005. – СС.34-42.