Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Автор:
С.Л. Долгушин – канд. искусствоведения, заведующий экспериментальной лабораторией Омского НМЦ «Мир музыки»
УТВЕРЖДЕН
решением научно-методического Совета при Правлении
ОмРОУ Научно-методический центр творческого развития детей «Мир музыки».
Протокол №5, от 12 мая 2004г.
Председатель Правления С. Л. Долгушин
Складывающаяся в настоящее время социокультурная ситуация, определяется пробудившимся и неуклонно возрастающим национальным самосознанием людей, стремлением народов к возрождению своей самобытности, традиций, идущих из глубины веков. В этой связи формирование музыкальной культуры ребенка и семьи, как неотъемлемой части музыкальной культуры общества, приобретает, на наш взгляд, особую остроту.
Музыка учит добру. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духовных ценностей, накопленных людьми приобщения к мировой музыкальной культуре.
Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения ребенка в мир музыки. Всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов.
Проблема семейного воспитания с древних времен привлекала к себе большое внимание многих философов (Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, М.С. Каган) и педагогов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская).
Среди современных исследователей проблем семейного воспитания можно назвать Т.А. Маркову, О.Л. Звереву, Н.В. Корниенко, В.И. Безлюдную, В.К. Котырло и др.
Однако проблема развития музыкальной культуры в семье до настоящего времени еще изучена недостаточно. В силу этого музыка постепенно уходит из семейного воспитания, носит бессистемный стихийный характер и не осознается родителями в педагогическом контексте.
В музыкальной педагогике возник ряд вопросов, требующих своего решения:
- не изучен и не обобщен позитивный опыт преемственности в семейном музыкальном воспитании;
- не определены общие тенденции и степень их влияния на формирование социокультурных и педагогических условий музыкального воспитания детей в семье;
- теоретически не разработаны пути его развития.
Возникшие противоречия между: существующими богатейшими традициями семейного музыкального воспитания прошлого и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей; встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов; достижениями в области отечественной музыкальной педагогики и отсутствием путей подготовки родителей к руководству семейным воспитанием детей обусловило актуальность проблемы.
Объектом исследования являлся процесс музыкального развития детей в семейном социуме.
Цель настоящего исследования заключалось в изучении эффективности использования социокультурных и педагогических условий музыкального воспитания детей в семье.
В основу исследования положена гипотеза: эффективность музыкального воспитания детей в семье будет достигнута, если в основу процесса будут положены следующие условия:
- опора на исторические традиции отечественного семейного музыкального воспитания, в том числе – г. Омска и Омской области;
- использование имеющегося позитивного опыта организации семейного музыкального воспитания.
Названные цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:
- рассмотреть состояние семейного музыкального воспитания в историческом аспекте и на современном этапе;
- выявить общие тенденции и определить степень их влияния на формирование социокультурных и педагогических условий музыкального воспитания детей в семье;
- определить социокультурные и педагогические условия и на их основе обосновать и разработать региональную программу музыкального воспитания детей в семье, в том числе – предусматривающую разнообразные эффективные формы и методы работы дошкольных и школьных образовательных учреждений с родителями;
- проверить и практически подтвердить эффективность использования социокультурных и педагогических условий в системе семейного музыкального воспитания.
В исследовании использованы следующие методы: теоретический анализ исторической, историко-педагогической, музыковедческой, культурологической и методической литературы; отбор местных архивных материалов и опубликованных работ; изучение фактов и имеющегося практического опыта семейного музыкального воспитания; систематизация фактов, влияющих на процесс формирования социокультурных и педагогических условий с учетом региональных особенностей; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование.
Научные перспективы проекта:
- выявление и адаптация к современной социокультурной ситуации традиционных условий семейного музыкального воспитания: опора на историческое наследие, использование сложившихся традиционных форм, методов и принципов в организации музыкального воспитания;
- разработка на их основе новых форм и методов организации музыкального воспитания в семейном социуме;
- введения в научно-педагогический оборот ранее неизвестных и неопубликованных архивных материалов.
Практическая значимость:
- выявление социокультурных и педагогических условий, определяющих эффективность музыкального воспитания детей в семье;
- перспективы в разработке региональной программы развития семейного музыкального воспитания в Омске и Омской области;
Проект осуществлялся в три этапа:
1) 2004 - 2005 гг. – организационный.
Цель: создание нормативно-правовых документов, мотивационных, научно-методических условий для проведения экспериментальной работы.
Задачи:
- формирование концептуальных основ эксперимента;
- создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих статус научного эксперимента;
- организация информационного, научно-методического обеспечения экспериментальной работы;
- создание материально-технической базы экспериментальной деятельности.
2) 2005 – 2006 гг. – основной (практический).
Цель: выявление, систематизация фактологического материала, разработка и апробация методик исследования.
Задачи:
- совершенствование информационного, научно-методического обеспечения эксперимента;
- расширение и совершенствование материально-технической базы экспериментальной работы;
- контроль реализации научно-экспериментальной деятельности.
3)2006 – 2007 гг. – обобщающий.
Цель: обобщение результатов научного исследования.
Задачи:
- анализ реализации научно-исследовательской деятельности;
- анализ результативности используемых в эксперименте форм и методов организации музыкального воспитания в семейном социуме;
- оформление результатов экспериментальной работы, создание и публикация научных, методических материалов по итогам научно-экспериментальной деятельности;
- анализ эффективности научно-методического и материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
Учитывая системность, планомерность подхода к изучению проблемы, сроки реализации научно-исследовательского проекта, наше внимание было локализовано лишь на первых двух этапах изучения проблемы: организационном и частично практическом.
В связи с данной установкой цель выпускной квалификационной работы - создание необходимых научно-методических условий экспериментальной деятельности, учитывающих выявление, систематизацию необходимого фактологического материала и начальную разработку и апробацию методик исследования.
Основные задачи:
- изучение состояние семейного музыкального воспитания в Омске дореволюционном дореволюционного, советского, постсоветского периодов.
- выявление общих тенденций и определение степени их влияния на формирование социокультурных и педагогических условий музыкального воспитания детей в семье в указанные исторические периоды;
- проведение диагностики условий музыкального воспитания детей в омских семьях (на промежуточной стадии эксперимента);
- руководствуясь полученными данными диагностики, а также существующими в психологии подходами к психогенетике креативных способностей (генетическим, средовым и генотип-средовым) и принятыми методами анализа, моделирование условий, влияющих на развитие творческих способностей детей в семье (в совокупности наиболее общих и характерных черт).
Среди выводов:
Наш опыт научно-практического решения проблемы свидетельствует, что всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. В данном контексте важным аспектом комплексного изучения проблемы является педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня выявлено семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны): содержательное, социально-педагогическое, программно-структурное, кадровое обеспечение системы, организационно-политическое, экономическое, управленческое направление.
Мы вынуждены констатировать тот факт, что одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Эту негативную тенденцию в укладе современной семьи подтверждают и результаты проведенного нами анкетирования. Из общего количества опрошенных семей по среднестатистическим данным 14,2% указывают на нехватку времени для художественного развития детей в семье, 7,4 % вообще не задумывались над данной проблемой, 28,5% считают целесообразным художественное развитие ребенка осуществлять в условиях дошкольных образовательных учреждений, 1,8% считает это не нужным. Причиной нехватки времени 15, 2% родителей объясняют отсутствие семейных традиций проведения музыкального досуга (семейного музицирования), редкого посещения вместе с ребенком концертов детской музыки, детских музыкальных спектаклей (42%). 6.2% родителей отмечали отсутствие потребности к творческому самовыражению в условиях организации семейного музицирования (при наличии необходимых способностей).
Факт отсутствия мотивов к творческому самовыражению некоторых родителей привел нас к мысли тщательного изучения психологических аспектов художественного воспитания в семье.
По мнению психологов, процесс художественного (в нашем случае – музыкального) воспитания ребенка в семейном социуме во многом зависит от психогенетических условий креативности, сложившихся в конкретно взятой семье. В силу этого в ходе проводимых исследований мы попытались определить его зависимость от генетических и средовых компонентов (в их совокупности и вариативности психологических признаков) по результатам бесед, опроса и анкетирования родителей детей посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Омска.
Руководствуясь полученными данными, а также существующими в психологии подходами к психогенетике креативных способностей (генетическим, средовым и генотип-средовым) и принятыми методами анализа, нами смоделированы следующие условия, влияющие на развитие творческих способностей детей в семье (в совокупности наиболее общих и характерных черт):
Модель I. Подкрепление креативного поведения детей собственными образцами творческого поведения. Нерегламентированная среда с демократическими отношениями.
Модель II. Родители не отличаются творческими способностями, но имеют повышенное внимание к способностям ребенка. Данный факт во многом является организующим началом в семье. Имеет место нерегламентированная среда с демократическими отношениями. В качестве образца для подражания иногда служит “идеальный герой”, обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители (в наше случае – близкие родственники – бабушка, дедушка, тетя, дядя; хорошие знакомые семьи).
Модель III. Семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряются нестереотипное поведение.
Модель IV. “Средние”, нетворческие родители формируют у детей нетворческое поведение. Негармонические отношения таких родителей способствуют эмоциональному отдалению ребенка. Порой ребенок находится в жесткой, регламентированной среде.
В ходе исследования мы пришли также к выводу, что на формирование и проявление творческой личности влияет географическое положение места жизнедеятельности. Так, для большей достоверности проводимых исследований нами были опрошены родители и обследованы (выборочно) дети старшей и подготовительной группы дошкольных учреждений практически всех административных округов г. Омска.
По анкетным данным составлялся социокультурный и психологический “портрет” каждой семьи, возникающие дополнительные вопросы уточнялись в частной беседе. Таким образом, в исследовании приняло участие 194 семьи (из них – 37 неполных) и 203 ребенка.
В целом, социологические исследования, проведенные в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в г. Омске показали, что музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства. Из 600 человек опрошенных музыке как виду искусства отдают предпочтение 79%. Сегодня можно отметить и некоторый рост музыкальной образованности родителей. Более 10% респондентов имеют специальное музыкальное образование. Однако при всех успехах системы музыкального воспитания было бы глубоко ошибочно характеризовать уровень музыкальной культуры современных родителей лишь с позитивной точки зрения.
Анализ результатов исследования показывает, что за количественным благополучием «потребления» музыки скрываются порой сложные противоречия ее бытования. Это, прежде всего, односторонняя ориентация большинства родителей и детей на эстрадно-развлекательную музыку, ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Такой уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры. Он предполагает запросы, диктуемые престижностью. В результате анкетирования выявлено, что 78,8 % опрошенных предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению – народная музыка. Это - 14 % родителей. Наименьшей популярностью пользуется классическая музыка – 7,2%. Выявлено, что музыкальная активность многих родителей находится на уровне ниже среднего.
При этом 28,8% родителей понимает необходимость осуществления музыкального воспитания в семейном социуме, 43,2% указывает на целесообразность содействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в данном процессе, а 28% считает это ненужным.
Как показали исследования, стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная тактика обусловлены общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и домашний досуг.
Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер, и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникли противоречия между:
- существующими богатейшими традициями семейного музыкального воспитания прошлого и отсутствием их продолжения и развития в большинстве современных семей. К примеру, из общего количества опрошенных традицию проведения семейных музыкальных вечеров сохранили лишь 9% (!);
- встречающимся ярким опытом осуществления музыкального воспитания в семье и отсутствием теоретической разработанности основных вопросов;
- достижениями в области отечественной музыкальной педагогики и отсутствием путей подготовки родителей к руководству семейным воспитанием детей.
- дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) и семья должны представлять собой единую воспитательную систему. Поэтому разрешение данных противоречий мы видим в попытке их решения через разнообразные формы работы ДОУ с родителями по музыкальному воспитанию детей в семейном социуме.
Публикации по теме:
- Долгушин С. Л. Музыкальное воспитание и образование в дореволюционном Омске (1716-1917): Краткий исторический очерк – Омск, 1995.
2. Долгушин С. Л. Колыбельная матери и формирование основ музыкальной культуры детей // Влияние семьи на формирование музыкальной культуры ребенка: Сб. статей. – Омск: Мир музыки, 2001. – 76с.
3. Долгушин С. Л. Традиции семейного музыкального воспитания в дореволюционном Омске (1716-1917) // Вопросы музыкальной педагогики и музыкознания. – Омск: Мир музыки, 2005. – СС.34-42.