Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
Публикации
Главная » Статьи » Мои статьи |
С. Л. Долгушин ПРОГРАММА « КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ» В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Отличительная особенность развития человечества на современном этапе – переход к информационной цивилизации, в рамках которой приоритетное развитие получают вычислительная техника и информационные технологии, увеличивающие интеллектуальные возможности людей. Информатизация является одним из важнейших направлений развития современного общества. Одна из важнейших ее задач – радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов путем широкого внедрения информационных технологий в систему среднего и высшего профессионального образования. Особую значимость в этом процессе приобретают такие элементы как приоритетность педагогических методов обучения над техническими средствами, возрастание алгоритмического знания и стиля мышления, формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности. В конечном результате, все это должно способствовать повышению уровня информационной культуры личности, которая становится определяющим фактором трудовой деятельности человека, определенным показателем его профессиональной компетентности. Быстрое распространение с середины 80-х гг. персональных компьютеров и музыкальных синтезаторов способствовало компьютеризации музыкального образования. Новые технические средства (MIDI-секвенсоры, нотно-издательские системы для распечатки партитур, музыкальные синтезаторы и музыкальные приставки к персональному компьютеру, электронная аппаратура для анализа динамики и артикуляции у пианистов и др.) стали использовать не только в композиции и научно-исследовательской деятельности, но и в обучении. Потребность в освоении новых знаний была весьма значительной и в факультативных курсах консерваторий, институтов искусств и культуры, музыкальных факультетах педагогических университетов, музыкальных и музыкально-педагогических училищах появился новый предмет - «Музыкальная информатика» («Основы музыкальной информатики», «Информационные технологии в музыке»). Работая над содержательным наполнением учебного курса, педагоги столкнулись с рядом проблем, при решении которых не представлялось возможным использовать опыт зарубежных университетов по причине иной системы музыкального образования и значительного, на десятилетия, отставания в этой области. Требовалось осознать специфику нового предмета, определить его место и задачи в системе отечественного музыкального и музыкально-педагогического образования, обосновать необходимость введения подобной дисциплины в соответствующих учебных заведениях. Внедрение новейших образовательных технологий еще затруднено и рядом причин:
Тем не менее, видение педагогами широких перспектив открывающихся перед отечественным музыкальным образованием с внедрением новейших компьютерных технологий, стимулировало создание кафедр музыкальной информатики в ВУЗах и разработку учебных программ в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для конкретно взятой специальности. Несмотря на имеющиеся различия содержательного характера, в учебных программах достаточно четко прослеживались общие тенденции, характерные для процесса информатизации образования в целом:
Среди известных нам программ по музыкальной информатике наибольшего внимания заслуживает авторская программа для музыкальных училищ Д. В. Волгина [5, 129 –146]. Ее главное отличие от аналогичных программ [см. 50; 54; 55] заключается в принципиально новом подходе к содержанию программного материала и методике обучения данной дисциплине. В данном курсе преобладают музыкальные программы. Это дает возможность сделать обучение более конкретным, придать ему ярко выраженную музыкальную направленность. Цель программы – обучить музыкантов-исполнителей практическому применению достижений компьютерных технологий в области музыкального искусства. В программу вошли наиболее распространенные профессиональные программы для работы со звуком и MIDI на персональном компьютере. Каждый этап обучения ставит перед студентами свои конкретные цели и задачи. Но, анализируя существующие программы по музыкальной информатике с позиции учета в них потребностей музыкально-педагогической профессии, мы столкнулись с проблемой недостаточной разработанности концепции применения информационных технологий в профессиональной подготовке учителей музыки, отсутствием ее методической и методологической базы. В процессе теоретического осмысления проблемы нами были разработаны учебная программа «Компьютерные технологии в музыке» для музыкальных отделений педагогических колледжей (в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для специальности № 0310 «Музыкальное образование») и учебно-методическое пособие для студентов [9]. Цель курса – обучить будущих учителей музыки практическому применению достижений компьютерных информационных технологий в области музыкального образования. Среди задач:
Курс состоит из 12 этапов обучения. На каждом этапе происходит формирование определенных теоретических знаний, практических умений и навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением и музыкальным оборудованием. Полученные теоретические знания в процессе лекционного курса закрепляются практическими работами. Необходимо отметить интегрирующие возможности изучаемой дисциплины, носящих по существу универсальный характер как с предметами музыкального цикла (теория музыки, гармония, музыкальная литература, аранжировка, методика музыкального воспитания), так и цикла общеобразовательных предметов (информатика, математика). Программа рассчитана на один год обучения (73 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Содержание курса включает следующие разделы: I. Введение в информационные технологии в музыке. Основы работы с операционной системой Windows и средствами мультимедиа. Студенты знакомятся с психолого-педагогическими основами воздействия компьютеризации на общество и образование, с основными тенденциями применения компьютеров в музыкальном образовании. Даются основные сведения об устройстве компьютера и его архитектуре. Общие сведения о функционировании ПК и звуковой карты. Студенты должны уметь:
Формируемые понятия, основные термины, определения: операционная система, окна, файл, расширение, драйвер, мультимедиа, байт (кило-, мега-, и т.д.), CPU, HDD, FDD, ISA, PCI, AGP, RAM, ROM, COM, LPT, USB, CDROM, CD-R, CD- RW, Sound blaster, Plug’n’play, SPDIF и др.
II. Основы работы с прикладными программами под Windows. Студенты знакомятся с особенностями интерфейса изучаемых программ (Word Pad, Paint, Windows Commander) и их функциональными возможностями, раскладкой клавиатуры и названием клавиш, а также назначением кнопок мыши. Студенты должны уметь:
Формируемые понятия, основные термины, определения: кнопка, главное меню программы, выпадающее меню, полоса прокрутки, буфер обмена и т.д.
III. Нотные редакторы. Технология набора и редактирования нотного текста. Подготовка к печати нотных изданий. Студенты должны знать интерфейс изучаемой программы и её возможности, основы теории музыки и курс гармонии в пределах программы для музыкального отделения педагогического колледжа, общие принципы графического оформления нотного текста. Среди необходимых умений и навыков:
Формируемые понятия, основные термины, определения: нотография, знание английских названий нотных знаков (нота, пауза, такт, ключ, тональность, размер, метр и т.д.).
IV. Введение в основы музыкальной акустики. Аудиоредакторы. Технология записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере. В итоге изучения данного раздела студенты должны знать:
Среди практических умений и навыков:
Формируемые понятия, основные термины, определения: акустика, порог слышимости, сэмпл, сэмплирование, разрядность сэмплирования, бит, частота дискретизации, динамическая обработка, эффект.
V. Музыкальные конструкторы. Технология создания аранжировок из звуковых фрагментов. Студенты должны знать: интерфейс изучаемой программы и её возможности, а также иметь представление о многоканальной программной записи звука на компьютере. Среди практических умений и навыков: создание фрагментов аранжировок из звуковых файлов, сохранение фрагментов аранжировок на жестком диске и магнитофоне. Формируемые понятия, основные термины, определения: loop (петля), звуковая библиотека.
VI. Программные MIDI – секвенсоры. Технология создания и редактирования стандартного MIDI – файла. Студенты должны знать: интерфейс изучаемой программы и её возможности, принцип работы программного секвенсора и основы функционирования системы GENERAL MIDI. Студенты должны уметь:
Формируемые понятия, основные термины, определения: секвенсор, стандарты GM/GS/XG, MIDI, стандартный MIDI- файл, MIDI – канал, MIDI – сообщение, дорожка (трэк), пэтч, MIDI – инструмент, банк, контроллер, обработка, программный микшер, микширование, панорамирование, мультитембральность, полифония, голоса, динамическая клавиатура, квантизация.
VII. Введение в основы синтеза звука. Программные эмуляторы музыкальных синтезаторов. Студенты должны знать: интерфейс изучаемой программы и её возможности, основные методы синтеза звука, применяемые в программных синтезаторах. Студенты должны уметь программировать ритмические и мелодические образцы и соединять их в единое целое. Формируемые понятия, основные термины, определения: паттерн, секция, шаг, пошаговая запись. VIII. Программные MIDI-аранжировщики. Технология создания и редактирования MIDI – аранжировки. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Формируемые понятия, основные термины, определения: гуманизация мелодии.
IX. Мультимедиа – плееры. Воспроизведение MIDI, аудио, видео, караоке, MPEG- файлов и музыкальных компакт – дисков на персональном компьютере. Студенты должны знать форматы цифровых видео и аудиоданных и их отличительные особенности. Студенты должны уметь следующее:
Формируемые понятия, основные термины, определения: DVD, MPEG, караоке.
X. Обучающие мультимедиа программы. Их особенности и возможности. Создание мультимедиа презентаций и пособий. Студенты должны знать применение и возможности обучающих мультимедиа программ, презентаций и пособий в учебном процессе. Студенты должны уметь:
Формируемые понятия, основные термины, определения: обучающая программа, мультимедиа презентация, мультимедиа пособие.
XI. Глобальная информационная сеть Интернет. Поиск информации. Электронная почта. Музыка и музыканты в сети. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь: соединяться с сетью с отдаленного компьютера, производить поиск информации, набирать, отправлять и получать электронные письма, а также сохранять нужные Web-страницы. Формируемые понятия, основные термины, определения: модем, провайдер, WWW, FTP, E-mail и др.
XII. Применения персонального компьютера в условиях музыкально-образовательного процесса. ПК в дошкольном и школьном образовательном учреждении. Студенты должны знать возможности применения ПК в условиях музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, урока музыки в школе и внеклассных музыкальных занятий с детьми. Среди необходимых практических умений и навыков - владение методикой применения ПК в музыкально-образовательном процессе. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рекомендуемая литература
Примечание. * отмечена обязательная литература для изучения курса. Интернет-источники
http://www.artmusic.ru - Описание музыкальных программ. Документация. http://www.compulink.ru/m.o - Музыкальное оборудование. http://www.emc.softjoys.ru – Санкт-Петербургский клуб электронной музыки. http://chat.ru - Создание музыки на домашнем компьютере. http://appz.da.ru/ - Описание форматов звуковых файлов. http://sound.irk.ru/ - Всё о компьютерном звуке. http://www.online.ru/sp/mpc/digest/frame/ - Компьютерные и мультимедиа технологии. http://novo.kuban.ru - организация домашней музыкальной студии. http://www.midi.ru - MIDI – ресурсы сети. http://www.karaoke.ru - коллекция караоке – файлов. http://www.klax.tula.ru/~luckyman - Документация, примеры, программы. http://websound.ru/ - Сайт, посвященный компьютерной обработке, созданию и хранению звука и музыки. http://www.territory.narod.ru/ - Работа с оцифрованным звуком. Программы. Форматы. Плееры. Утилиты. http://www.ubl.com/ - Большая база данных с краткой информацией о любом исполнителе, включая ссылки на посвященные ему сайты и странички.
Опубликовано: Вопросы музыкального образования и воспитания: Сборник методических статей. Омск, 2004. – СС. 9-22. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2675 | | |
Всего комментариев: 0 | |