Понедельник, 06.05.2024, 01:36 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Публикации

Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОГРАММА « КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ» В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

С. Л. Долгушин

 ПРОГРАММА « КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ» 

В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

 

Отличительная особенность развития человечества на со­вре­менном этапе – переход к информационной цивилизации, в рам­ках которой приоритетное развитие получают вы­числитель­ная техника и информационные технологии, увеличивающие интел­лектуальные возможности людей.

Информатизация является одним из важнейших направле­ний развития современного общества. Одна из важнейших ее задач – радикальное повышение эффективности и каче­ства под­готовки специалистов путем широкого внедрения информаци­онных тех­нологий в систему среднего и высшего профессио­нального обра­зования. Особую значимость в этом процессе приобретают такие элементы как приоритетность педагогиче­ских методов обу­чения над техническими средствами, возраста­ние алгоритмического знания и стиля мыш­ления, формирование у студентов профес­сионализма в овладении средствами инфор­ма­тики и вычисли­тельной техники и способности применения новых информаци­онных тех­нологий по профилю их деятельно­сти. В конечном ре­зультате, все это должно способст­вовать  по­вышению уровня ин­формационной культуры личности, которая становится оп­реде­ляющим фактором трудовой деятельности человека, определен­ным показателем его профессиональной компетентности.

Быстрое распространение с середины 80-х гг. персональных компьютеров и музыкальных синтезаторов способствовало ком­пьютеризации музыкального образования. Новые технические средства (MIDI-секвенсоры, нотно-издательские системы для распечатки партитур, музыкальные синтезаторы и музыкальные приставки к персональному компьютеру, электронная аппара­тура для анализа динамики и артикуляции у пианистов и др.) стали использовать не только в композиции и научно-исследо­вательской деятельности, но и в обучении.

Потребность в освоении новых знаний была весьма значи­тельной и в факультативных курсах консерваторий, институтов искусств и культуры, музыкальных факультетах педагогических университетов, музыкальных и музыкально-педагогических училищах появился новый предмет - «Музыкальная информа­тика» («Основы музыкальной информатики», «Информацион­ные технологии в музыке»).

Работая над содержательным наполнением учебного курса, педагоги столкнулись с рядом проблем, при решении ко­торых не представлялось возможным использовать опыт за­ру­бежных университетов по причине иной системы музыкаль­ного образования и значительного, на десятилетия, отставания в этой области. Требовалось осознать специфику нового пред­мета, оп­ределить его место и задачи в системе отечественного музы­кального и музыкально-педагогического образования, обосно­вать необходимость введения подобной дисциплины в соответ­ствующих учебных заведениях. Внедрение новейших образова­тельных технологий еще затруднено и рядом причин:

  • применение технических средств в музыкальном образо­вании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные су­ждения;
  • наличие проблем связанных с материальным обеспече­нием и необходимой технической базой;
  • отсутствие методически и методологически обоснован­ной концепции использования информационных технологий в практике музыкального образования и воспита­ния на все уров­нях;
  • недостаточное программное обеспечение.

Тем не менее,  видение педагогами широких перспектив от­крывающихся перед отечественным музыкальным образо­ванием с внедрением новейших компьютерных технологий, стимулиро­вало создание кафедр музыкальной информатики в ВУЗах и разработку учебных программ в соответствии с тре­бованиями Госу­дарственного образовательного стандарта для конкретно взятой специальности. Несмотря на имеющиеся различия содержательного характера, в учебных программах достаточно четко просле­живались общие тенденции, харак­терные для процесса информа­тизации образования в целом:

  • дать студентам знания, которые позволили бы им по окон­чании учебного заведения хорошо ориентироваться в специ­альной учебно-методической и научной литературе;
  • научить будущих специалистов применять рациональ­ные приемы при поиске, отборе и систематизации информации, а также пользоваться современными техническими средствами, как при решении научно-исследовательских проблем, так и в про­цессе преподавания.

Среди известных нам программ по музыкальной информа­тике наибольшего внимания заслуживает авторская программа для му­зыкальных училищ Д. В. Волгина [5, 129 –146]. Ее главное от­личие от аналогичных программ [см. 50; 54; 55]  заключа­ется в принципиально новом подходе к со­держанию программного материала и методике обучения дан­ной дисциплине. В данном курсе преобладают  музыкальные программы. Это дает возмож­ность сделать обучение более кон­кретным, придать ему ярко вы­раженную музыкальную направ­ленность. Цель программы – обу­чить музыкантов-исполните­лей практическому применению дос­тижений ком­пьютерных техно­логий в области музыкального ис­кусства. В программу вошли наиболее распространенные профес­сиональ­ные про­граммы для работы со звуком и MIDI на персо­нальном компь­ютере. Каждый этап обучения ставит перед студен­тами свои  конкретные цели и задачи.

Но, анализируя существующие программы по музыкальной информатике с позиции учета в них потребностей музыкально-педагогической профессии, мы столкнулись с проблемой  не­достаточной разработанности концепции применения информа­цион­ных технологий в профессиональной подготовке учителей му­зыки, отсутствием ее методической и методологиче­ской базы.

В процессе теоретического осмысления проблемы нами были разработаны учебная программа «Компьютерные техно­ло­гии в музыке» для му­зы­кальных отделений педагоги­ческих кол­леджей (в соответствии с требованиями Го­судар­ственного об­разовательного стандарта  для специальности № 0310 «Му­зы­кальное образова­ние») и учебно-методическое по­собие для студентов [9].

Цель курсаобучить будущих учителей музыки прак­тиче­скому применению дости­жений компьютерных информаци­он­ных технологий в области музыкального образования.

Среди задач:

  • познакомить с особенностями работы в операционной сис­теме Windows и средствами мультимедиа, а также работы с при­кладными программами под Windows;
  • дать основные практические навыки работы с нотными редакторами и аудиоредак­торами, программами аранжировки музыкальных произведений, MIDI-файлами и эмуляторами му­зыкальных синтезаторов, а также создания мультимедиа презен­таций и пособий;
  • обеспечить необходимыми знаниями безопасной ра­боты в глобальной информационной сети Internet, навыками по­иска информации.
  • познакомить с особенностями применения персональ­ного компьютера  в условиях музы­кально-образовательного процесса (приемы и методы).

 Курс состоит из 12 этапов обучения. На каждом этапе про­исходит формирование оп­ределенных  теоретических знаний, практических умений и навыков работы с персональ­ным ком­пьютером, программным обеспечением и музыкальным обору­дованием. Полу­ченные теоретические знания в процессе лекци­онного курса закрепляются практическими работами.

Необходимо отметить интегрирующие возможности изу­чаемой дисциплины, носящих по существу универсальный ха­рактер как с предметами музыкального цикла (теория му­зыки, гармония, музыкальная литература, аранжировка, методика му­зыкального воспита­ния), так и цикла общеобразовательных предметов (информатика, математика).

Программа рассчитана на один год обучения (73 часа). За­нятия проводятся 1 раз в не­делю по одному часу.

Содержание курса включает следующие разделы:

I.   Введение в информационные технологии в музыке. Основы работы с операционной системой Windows и средствами мультимедиа.

Студенты знакомятся с психолого-педагогическими осно­вами воздействия компьютеризации на общество и образование, с основными тенденциями применения компьютеров в музы­кальном образовании.

Даются основные сведения об устройстве ком­пьютера и его архитектуре. Общие сведения о функционирова­нии ПК и звуковой карты.

Студенты должны уметь:

  • самостоятельно вклю­чать/выключать ПК;
  • работать в системе Windows и со средствами мульти­медиа;
  • работать с файлами, папками и окнами;
  • производить диагностику системы.

Формируемые понятия, основные термины, определения: операционная система, окна, файл, расширение, драйвер, мультимедиа, байт (кило-, мега-, и т.д.), CPU, HDD, FDD, ISA, PCI, AGP, RAM, ROM, COM, LPT, USB, CDROM, CD-R, CD- RW, Sound blaster, Plug’n’play, SPDIF и др.

 

II.   Основы работы с прикладными программами под Windows.

Студенты знакомятся с особенностями интерфейса изу­чаемых программ (Word Pad, Paint, Windows Commander) и их функциональными возможностями, раскладкой клавиатуры и названием клавиш, а также назначением кнопок мыши.

Студенты должны уметь:

  • самостоятельно запускать программы, работать в них, сохранять набранные файлы в папке на жестком диске и гибкой дискете;
  • работать с файлами, папками; загружать и редактиро­вать файлы, сделанные в этих программах;
  • редактировать файлы, набранные в других программах; создавать резервные копии необходимой информации. 

Формируемые понятия, основные термины, определения: кнопка, главное меню программы, выпадающее меню, полоса прокрутки, буфер обмена и т.д.

 

III.   Нотные редакторы. Технология набора и редакти­рования нотного текста. Подготовка к печати нотных изда­ний.

Студенты должны знать интерфейс изучаемой программы и её возможности, основы теории музыки и курс гармонии в пре­делах программы для музыкального отделения педагоги­ческого колледжа, общие принципы графического оформле­ния нотного текста.

Среди необходимых умений и навыков:

  • набор и редактирование нотных примеров при помощи мыши и клавиатуры;
  • использование различных типов нотных шрифтов;
  • подготовка к печати нотного материала;
  • печать нотных примеров на принтере;
  • сохранение образ­цов нотных примеров на жестком диске и дискете.

Формируемые понятия, основные термины, определения: нотография, знание английских названий нотных знаков (нота, пауза, такт, ключ, тональность, размер, метр и т.д.).

 

IV.   Введение в основы музыкальной акустики. Аудио­редакторы. Технология записи, обработки и редактирования цифрового звука на компьютере.

В итоге изучения данного раздела студенты должны знать:

  • интерфейс рассматриваемой программы и её возможно­сти;
  • общие принципы записи, обработки и редактирования циф­рового звука на компьютере;
  • иметь представление о музыкальной акустике, при­роде звука;
  • общие сведения о звуковых эффектах и их музыкаль­ном применении;
  • форматы цифровых данных, их отличительные особен­но­сти.

Среди практических умений и навыков:

  • настраивание оборудования и программы для записи цифрового звука;
  • запись обработка и редактирование образцов звуковых файлов.
  • импорт и экспорт цифровых данных;
  • установка дополнительных модулей обработки звука (Plug-in) и применение их на практике;
  • сохранение записанных образцов звуковых фрагментов на жестком диске и магнитофоне.

Формируемые понятия, основные термины, определения: акустика, порог слышимости, сэмпл, сэмплирование, разряд­ность сэмплирования, бит, частота дискретизации, динамиче­ская обработка, эффект.

 

V.  Музыкальные конструкторы. Технология создания аранжировок из звуковых фрагментов.

Студенты должны знать: интерфейс изучаемой про­граммы и её возможности, а также иметь представление о мно­гоканальной программной записи звука на компьютере.

Среди практических умений и навыков: создание фрагмен­тов аранжировок из звуковых файлов, сохранение фрагментов аранжировок на жестком диске и магнитофоне.

Формируемые понятия, основные термины, определения: loop (петля), звуковая библиотека.

 

VI.   Программные MIDI – секвенсоры. Технология соз­дания и редактирования стандартного MIDI – файла.

Студенты должны знать: интерфейс изучаемой про­граммы и её возможности, принцип работы программного сек­венсора и основы функционирования системы GENERAL MIDI.

Студенты должны уметь:

  • производить настройку оборудования и WINDOWS для работы с MIDI – устройствами;
  • работать со стандартными MIDI – файлами, записывать фрагменты MIDI – аранжировок; управлять MIDI –сообщениями при помощи контроллеров;
  • производить обмен MIDI –данными между музыкаль­ными программами;
  • сохранять записанные фрагменты на жестком диске и магнитофоне.

Формируемые понятия, основные термины, определения: се­квенсор, стандарты GM/GS/XG, MIDI, стандартный MIDI- файл, MIDI – канал, MIDI – сообщение, дорожка (трэк), пэтч, MIDI – инструмент, банк, контроллер, обработка, программный микшер, микширование, панорамирование, мультитембраль­ность, поли­фония, голоса, динамическая клавиатура, квантиза­ция.

 

VII.   Введение в основы синтеза звука. Программные эмуляторы музыкальных синтезаторов.

Студенты должны знать: интерфейс изучаемой про­граммы и её возможности, основные методы синтеза звука, применяемые в программных синтезаторах.

Студенты должны уметь программировать ритмические и ме­лодические образцы и соединять их в единое целое.

Формируемые понятия, основные термины, определения: паттерн, секция, шаг, пошаговая запись.

VIII.  Программные MIDI-аранжировщики. Технология создания и редактирования MIDI – аранжировки.

Студенты должны знать:

  • интерфейс изучаемой программы и её возможности;
  • общие сведения о стилях и направления музыки;
  • буквенное и цифровое обозначение аккордов, основы гармонии.

Студенты должны уметь:

  • создавать фрагменты аранжировок в различных музы­кальных стилях и направлениях на основе гармонической по­следовательности;
  • сохранять фрагменты аранжировок как стандартные MIDI – файлы;
  • открывать и редактировать фрагменты в программном MIDI-секвенсоре.

Формируемые понятия, основные термины, определения: гуманизация мелодии.

 

IX. Мультимедиа – плееры. Воспроизведение MIDI, ау­дио, видео, караоке, MPEG- файлов и музыкальных ком­пакт – дисков на персональном компьютере.

Студенты должны знать форматы цифровых видео и ау­диоданных и их отличительные особенности.

Студенты должны уметь следующее:

  • воспроизводить на компьютере мультимедийные прило­же­ния, звуковые, видео, аудио, караоке, MPEG – файлы и CD;
  • переписывать аудио данные с компьютера на магнито­фон.

Формируемые понятия, основные термины, определения: DVD, MPEG, караоке.

 

X.  Обучающие мультимедиа программы. Их особенно­сти и возможности. Создание мультимедиа презентаций и посо­бий.

Студенты должны знать применение и возможности обу­чающих мультимедиа программ, презентаций и пособий в учеб­ном процессе.

Студенты должны уметь:

  • установить, запустить обучающую программу с CD;
  • закрыть её и удалить с жесткого диска;
  • создать простейший вид мультимедиа презентации, по­собия и сохранить ее на CD. 

Формируемые понятия, основные термины, определения: обучающая программа, мультимедиа презентация, мультиме­диа пособие.

 

XI.  Глобальная информационная сеть Интернет. По­иск информации. Электронная почта. Музыка и музыканты в сети.

Студенты должны знать:

  • как представлена информация в сети Интернет и каким обра­зом найти информацию;
  • что такое электронная почта и как ей пользоваться;
  • общее представление о музыке и музыкантах в сети Ин­тернет;
  • о безопасности работы в сети.

Студенты должны уметь: соединяться с сетью с отдален­ного компьютера, производить поиск информации, набирать, отправлять и получать электронные письма, а также сохранять нужные Web-страницы.

Формируемые понятия, основные термины, определения: модем, провайдер, WWW, FTP, E-mail и др.

 

XII.  Применения персонального компьютера  в усло­виях музы­кально-образовательного процесса. ПК в дошко­льном и школьном образовательном учреждении.

Студенты должны знать возможности применения ПК в условиях музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, урока музыки в школе и внеклассных музыкальных занятий с детьми.

Среди необходимых практических умений и навыков -  вла­дение методикой применения ПК в музыкально-образователь­ном процессе.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название темы

Макси-мальная нагрузка

Аудитор-ные заня­тия

Самосто-ятельная работа

1.

Введение в информационные тех­нологии в музыке. Основы работы с опе­рацион­ной системой WINDOWS и средствами мульти­медиа.

8

6

2

2.

Основы работы с прикладными про­граммами под WINDOWS.

8

6

2

3.

Нотные редакторы. Технология набора и редактирования нот­ного текста. Подготовка к печати нотных изданий.

10

8

2

4.

Введение в основы музыкальной аку­стики. Аудиоредакторы. Тех­нология записи, обработки и ре­дактирования цифрового звука на компьютере.

8

6

2

5.

Музыкальные конструкторы. Тех­ноло­гия создания аранжиро­вок из звуковых фрагментов.

3

2

1

6.

Программные MIDI – секвенсоры. Технология создания и ре­дактиро­вания стандартного MIDI –файла.

6

5

1

7.

Введение в основы синтеза звука. Программные эмуляторы музы­кальных синтезаторов.

4

3

1

8.

Программные MIDI- аранжиров­щики. Технология создания и ре­дактирования MIDI – аранжи­ровки.

8

6

2

9.

Мультимедиа – плееры. Воспроиз­ведение MIDI, аудио, видео, ка­раоке, MPEG- файлов и музыкаль­ных ком­пакт – дисков на персо­нальном ком­пьютере.

3

2

1

10.

Обучающие программы для музы­кантов. Их особенности и возмож­ности.

5

4

1

11.

Глобальная информационная сеть INTERNET. Поиск информа­ции. Элек­тронная почта. Музыка и музыканты в сети.   

5

4

1

12.

ПК в условиях занятий в дошко­льных учреждениях, урока музыки в школе и внеклассных занятий с детьми. Основы методики.

3

2

1

13.

 

Зачетные занятия.

2

-

2

Всего:

73

54

19

     

Рекомендуемая литература

  

  1. Антонов Л. Реставрация фонограмм – принципы и технология // Зву­корежиссер, 2001. - № 8. – с.60 – 63; № 9. – С.68 – 75; № 10. – С.68. – 75.
  2. *Артемьев Э. Электроника позволяет решить любые эстетиче­ские и технические проблемы // Звукорежиссер, 2001. - № 2. – С.56 – 61.
  3. *Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справоч­ник. – СПб.:  Питер, 2000. – 432 с.: ил.
  4. Белунцов В. Компьютер для музыканта. Самоучитель – СПб.: Пи­тер, 2001. – 464 с.: ил.
  5. Волгин Д. В. Авторская программа по музыкальной информа­тике для музыкальных училищ  // Вопросы музыкального образования: Из опыта работы Арзамасского музыкального училища - Арзамас: АГПИ, 2003.
  6. Гарриус Скотт Р. Sound Forge. Музыкальные композиции и эф­фекты. Пер. с англ. – СПб.: БХВ – Петербург; 2002. – 384 с.; ил.
  7. *Деревских В. Музыка на РС своими руками. – СПб.: БХВ – Пе­тербург; Издательская группа «Арлит», 2000. – 352 с.: ил.
  8. Деревских В.В. Синтез и обработка звука на РС. – СПб.: БХВ – Пе­тербург; 2002. –352 с.: ил.
  9. *Долгушин С. Л.  Компьютерные технологии в музыке: Учеб­ное пособие для музыкальных отделений педагогических колледжей. – Омск: Мир музыки, 2004.
  10. *Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов любителей и профес­сионалов: Практическое пособие. – М.: Триумф, 1999. – 400с.: ил.
  11. Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ. – СПб.: БХВ – Петербург; 2000. – 624 с.: ил.
  12. Живайкин П. Запись ударных инструментов в MIDI // Шоу – мас­тер, 2000. – №2. – С.114 – 117.
  13. Живайкин П. Программные модули (Plug – in) // Звукорежис­сер, 2002. –№3. – С.3 – 29.
  14. Живайкин П. Рифы, которые не надо обходить стороной // Шоу – мастер, 2001. – №4. – С.72 – 73.
  15. Живайкин П. Портрет мелодии в интерьере // Шоу – мастер, 2002. –№1. – с.118 – 120.
  16. Живайкин А., Титова С. Как музыканту найти в Интернете что-нибудь полезное для себя? // Шоу – мастер, 2001. –№4. – С.74 – 75.
  17. Живайкин П. Необязательные, но очень полезные компьютер­ные программы // Шоу – мастер, 2001. – №3. – С.108 – 112.
  18. *Живайкин П. Хроника пикирующего аранжировщика // Шоу – мастер, 2001. – №1. – С.123 – 124.
  19. Живайкин П. Изменение тембра инструмента средствами MIDI – аранжировщики  // Шоу – мастер, 2000. –№4. – С.81 – 83.
  20. Живайкин П. Симфония на пять секунд  // Звукорежиссер, 2001. – №6. – С.50 – 53.
  21. *Живайкин П. Программные MIDI – секвенсоры // Звукорежис­сер, 2001. – №8. – С.3 – 22.
  22. Живайкин П. Автоаранжировщик – помощник или конкурент? // Звукорежиссер, 2001. – №9. – С.64 – 67.
  23. *Живайкин П. Аранжировка ударных инструментов на компью­тере // Звукорежиссер, 2001. –№7. – С.46 – 50.
  24. *Живайкин П. Аранжировка баса на компьютере // Звукорежис­сер, 2001. –№10. – С.76 – 78.
  25. Загуменнов А.П. Plug-ins. Встраиваемые приложения для музы­кальных программ. – М.:ДМК, 2000.-144с., ил.
  26. *Зелинский С.Э. Эффективное использование ПК – М.: ДМК Пресс, 2002. – 846 с.; ил.
  27. *Зуев Б.А., Денисенко П.Л. Искусство программирования миди- файлов. –М.: Издательство ЭКОМ, 2000. – 208 с.: ил.
  28. *Карцев А., Оленев Ю., Павчинский С. Руководство по графиче­скому оформлению нотного текста. – М.: Музыка, 1973.- 167 с.
  29. Кондрашин П. Музыкальные инструменты перед микрофоном // Звукорежиссер, 2001. – №1. – С.45 – 49; №3. – С.62 – 66; №4. – С. 56. – 60;  №5. – С.66 – 68.
  30. *Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия ПК 2002 – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 920 с.: ил.
  31. *Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 607 с.: ил.
  32. Леонтьев В. Турецкий Д. Новейшая энциклопедия программ – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 846 с.; ил.
  33. Медведев Е.В., Трусова В.А. «Живая» музыка на РС. – СПб.; БХВ – Петербург; 2002. – 720 с.; ил.
  34. *Медников В.В. Основы компьютерной музыки. – СПб.; БХВ – Петербург; 2002. – 336 с. ил.
  35. *Михайлов А.Г., Шилов В.Л. Практический англо-русский сло­варь по компьютерной музыке. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 607 с.: ил.
  36. Монахов Д. Нотные редакторы // Музыкальное оборудова­ние, 1999. - № 12. – С.28 – 45.
  37. Нечитайло С. Cakewalk 9.0 // Музыкальное оборудование, 1999. - № 12. – С. 96 – 110.
  38. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Персональный оркестр… в персо­нальном компьютере. – СПб.: Полигон, 1997. – 180 с.: ил.
  39. *Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Звуковая студия в РС – СПб.: «BHV – Санкт – Петербург», 1998. – 256 с.: ил.
  40. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Персональный оркестр в РС – СПб.: «BHV – Санкт – Петербург», 1998. – 240 с.: ил.
  41. *Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Аранжировка музыки на РС – СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург», Издательская группа «Арлит», 1999. – 272 с.: ил.
  42. *Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Cakewalk Pro Audio 9. Секреты мастер­ства. – СПб.: «БХВ–Санкт – Петербург», Издательская группа «Арлит», 2000.– 432 с.: ил.
  43. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Cakewalk. Примочки и плагины.  – СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург», Издательская группа «Арлит», 2001. – 272 с.: ил.
  44. Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Музыкальный компьютер. Сек­реты мастерства.  – СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург», Издательская группа «Арлит», 2001. – 608 с.: ил.
  45. Рабин Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия. / Пер. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Э. Лашковский;  - Мн.: ООО «Попурри», 1998. – 172 с. ил.
  46. *Радзишевский А. Компьютерная обработка звука. – М.: Но­лидж,2000 – 240с.; ил
  47. Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.: ДМК Пресс, 2002. – 672 с.; ил.
  48. *Смирнов Д.С., Логутенко О.И. Аппаратные средства мультиме­диа. Аудиосистема РС. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, Издательская группа «Арлит», 1999. – 384 с.: ил.
  49. *Сушкевич Н. С. Информационные технологии в системе музы­кального образования: проблемы методического и программно-техни­ческого обеспечения. Модель аудиовизуального учебно-методи­ческого комплекса для профессионально ориентированного обучения // Во­просы оптимизации содержания музыкального образования (школа – училище – вуз): Монография. – Мн., 2002. – С. 106–114.
  50. Сушкевич   Н.   С. Основы музыкальной информатики: Про­грамма для студентов музыкальных вузов. – Мн., 2003.– 10 с.
  51. Фёдоров А. ReBirth RB –338 2.0 // Музыкальное оборудование, 1999. - № 11. – С.66 – 78.
  52. *Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: ИНФА – М, 2001. – 480 с.; ил.
  53. Фролов М. Учимся музыке на компьютере. Самоучитель для де­тей и родителей. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. – 272 с.
  54. Харуто А. В. Учебный курс «Музыкальная информатика» в Вы­числительном центре Московской консерватории. Музыка и ин­форма­тика: Сборник статей. Научные труды Московской государст­венной консерватории. Сб.24.—М., 1999. — С. 9-18.
  55. Харуто А. В. Программа учебного курса «Музыкальная информа­тика» в Московской консерватории. Тезисы доклада межву­зовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетиче­ское образование в социокультурном развитии личности», 25-26 фев­раля 1999 г., Екатеринбург. — УГПУ, 1999. — С. 93-94.
  56. *Харуто А.В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук  Учебное пособие. – М, МГК им. Чайковского. - 2000.— 387с., илл.
  57. Чеджемов В. Домашняя студия начала XXI века //  Шоу-мас­тер, 2000. – №4. – С.70 – 73.

Примечание.

* отмечена обязательная литература для изучения курса.

Интернет-источники

 

http://www.artmusic.ru - Описание музыкальных программ. Доку­ментация.

http://www.compulink.ru/m.o - Музыкальное оборудование.

http://www.emc.softjoys.ru – Санкт-Петербургский клуб электрон­ной музыки.

http://chat.ru - Создание музыки на домашнем компьютере.

http://appz.da.ru/ - Описание форматов звуковых файлов.

http://sound.irk.ru/ - Всё о компьютерном звуке.

http://www.online.ru/sp/mpc/digest/frame/ - Компьютерные и муль­тимедиа технологии.

http://novo.kuban.ru - организация домашней музыкальной студии.

http://www.midi.ru - MIDI – ресурсы сети.

http://www.karaoke.ru - коллекция караоке – файлов.

http://www.klax.tula.ru/~luckyman - Документация, примеры, про­граммы.

http://websound.ru/ - Сайт, посвященный компьютерной обра­ботке, созданию и хранению звука и музыки.

http://www.territory.narod.ru/ - Работа с оцифрованным зву­ком. Программы. Форматы. Плееры. Утилиты.

http://www.ubl.com/ - Большая база данных с краткой информа­цией о любом исполнителе, включая ссылки на посвященные ему сайты и странички.

 

Опубликовано:

Вопросы музыкального образования и воспитания: Сборник методических статей.  Омск, 2004. – СС. 9-22.

Категория: Мои статьи | Добавил: mworld (10.04.2014) | Автор: Долгушин Сергей Львович E W
Просмотров: 2675 | Теги: образование, музыка, компьютерные технологии в музыке | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]