Воскресенье, 05.05.2024, 19:46 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Публикации

Главная » Статьи » Мои статьи

ОМСК МУЗЫКАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

П. З. Феттер, С. Л. Долгушин

ОМСК МУЗЫКАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Период, переживаемый сегодня российским искусством, образованием, равно как и всей культурой в целом, может быть обозначен как период глубоких, в ряде случаев – коренных преобразований. С вполне осязаемого прошлого российское художе­ственное творчество пребывает в ситуации творческой свободы, не скованной цензурными запретами, эстети­ческими ограниче­ниями. В содержании соответствующих материалов и документов последних лет, в частности, в программном документе, озаглавленном «Ху­дожник и государство: формы и принципы взаимоотношений на современ­ном этапе», подготовленном к заседанию при Президенте Рос­сийской Феде­рации по культуре и искусству, красной нитью очерчена мысль о ничем не заменимом значении современного искусства, призванного формировать самые глу­бокие личностные качества человека сегодняшнего дня, его ду­ховный мир и нравственные  идеалы.

Многие наболевшие вопросы и проблемы сегодняшнего дня, отно­сящиеся к сфере искусства, как профессионального, так и самодеятель­ного,  с необходимостью требуют глубокого осмысления его сущности  с позиций современных реалий, его преобразующей роли в жизнедеятельно­сти всего общества и отдельной личности, значения в воспитательной и образова­тельной сферах в отношении к подрастающему поколению. Ска­занное всецело относится и к специфической области музыкаль­ного ис­кусства, едва ли не самого популярного и востребован­ного современным человеком, особенно молодежью и подрост­ками, черпающими из него для себя наиболее актуальные на се­годняшний день ценности и идеалы. В свете этого чрезвычайно актуальным является целостное, концептуальное осмысление сущности, значения и роли современного музыкального ис­кусства в становлении и развитии нового мышления, положи­тельным образом влияющего на процессы деятельности, ориен­тирующего на ак­тивное преобразование действительности в со­ответствии со стратегиче­скими целями реформ в стране, нравст­венного и духовного возрождения личности и общества.

В контексте сказанного выше представляется актуальным рассмотрение региональных возможностей решения задач музыкального образования и воспитания подрастающего поколения, профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, в нашем случае, на примере города Омска. В свете этого, как представляется, чрезвычайно важны связи прошлого и настоящего, на базе которых возможно выявление и обоснование  дальнейших перспектив музыкального и музыкально-педагогического образования в Омске.  

Омский регион имеет богатую историю, связанную с музы­кальным ис­кусством и музыкальным образованием. Своими кор­нями она уходит ко вто­рой половине XVIII столетия, к периоду открытия в Омске Главной гарнизонной школы для казачьих и драгунских детей (с преподаванием игры на барабане и флейте) и организации гарнизонного военного духового оркестра.

Большое влияние на развитие музыкальной культуры Омска первой половины XIX столетия оказали ссыльные польские во­ен­нопленные, среди которых было много высококультурных людей, музыкантов, получивших образование в консерваториях и музы­кальных академиях Европы: пианист, дирижер, компози­тор  Кон­станций Волицкий, скрипач-виртуоз   Юлиан Росци­шевский и мн. др.

Открытие в Омске в 1875 году отделения Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО) положило начало проведению камерных и симфонических концертов, участни­ками которых были профессиональные исполнители, в основ­ном – музыканты Сибирского казачьего оркестра (капельмей­стер – И. Гровес, выпускник Брюссельской консерватории). Среди обязанностей руководства Омского отделения ИРМО было осуществление контроля над высоким профессиональным уровнем исполнения концертных программ, их доступностью и художественной ценностью. В концертах звучали фортепианные сочинения Л. В. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, произ­ведения с участием симфонического оркестра (Концерт для скрипки с оркестром №1 А. Вьетана, Концерт для фортепиано с оркестром А. Литольфа и др.),  хора и оркестра (например, крупные сцены из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки и др.). 

Неотъемлемой частью музыкальной жизни Омска конца  XIX столетия были концерты духовной музыки. В их про­веде­нии при­нимали участие  солисты, сводный хор женской и мужской гимназий под управлением  А. Васильева, струнная группа Сибирского казачьего орке­стра под управ­лением И. Гровеса и Ф. Брусницына. В программе звучали про­изведения Д. Борт­нянского, А. Веделя, Ф. Львова, П. Турчанинова и др., в том числе  Й. Гайдна («Семь слов Спасителя на кресте»), Г. Форе («Круци­фиксус») и др.

В 1909 году при Омском отделении ИРМО открылись Платные музыкальные классы, которые возглавил выпускник Санкт-Пе­тербургской консерватории Отто Вильгельм Карл. Учащимся преподавались следующие дисциплины: специальное форте­пиано, теория музыки, пение, скрипка, духовые инструменты. В 1910 году  из местных про­фессиональных музыкантов в количестве тридцати пяти человек был организован симфо­нический оркестр (руководитель и дирижер  О. Карл). В репер­туарном списке оркестра, в частности, были представлены Симфония №6 Л. в. Бетховена, Увер­тюра «Морская тишь и счастливое плавание» Ф. Мендельсона, Торжественная увертюра А. Глазунова и др.

Плодотворная творческая деятельность омских музыкантов, их высокий профессиональный уровень создали предпосылки к организации в городе Филармонического общества. В 1913 году оно проводит свой первый концерт камерной музыки: в про­грамме такие произведения русских и зарубежных композиторов, как Со­ната для скрипки и фортепиано А. Рубинштейна, Соната для виолончели и фортепиано С. Рахманинова, Фортепи­анное трио Р. Шумана и др.

В 1916 году на базе Омского филармонического общества от­крываются Музыкальные классы, ставившие своей целью подго­товку профессиональных музыкальных кадров. В дальнейшем  в 1922 году на базе Музыкальных классов Омского отделения ИРМО и Филармонического общества откроется Омский музыкальный техникум (ныне – Омское музыкальное училище им. В. Я. Шеба­лина). Преподавательский состав включал опытнейших и талантливых музыкан­тов: специ­альное фортепиано преподавали В. Б. Померанцев, О. И. Кадыш, М. Э. Шестакова, игре на скрипке обучал И. М. Мариупольский, виолончели – И. Л. Дис­ман, курс элементарной теории музыки и гармонии вел В. К. Романов,  духовые инструменты и класс оркест­ровой игры были  в ведении А. Б. Дискина, класс вокала вела М. К. Павловская-Скалозубова и др.  К 1916 году  в Омске насчитывалось четыре учебных заведения, занимавшихся профессиональной подготовкой музыкантов: Платные музыкальные классы при Омском отделении ИРМО, Музыкальные классы при Омском филармоническом обществе, кроме того, частные музыкальные школы Г. И. Тучинского и О. Д. Семено­вой. 

В послереволюционный период одним из центров музыкальной культуры города стал Омский музыкальный тех­никум. Среди его воспитанников много известных имен: В. Я. Шебалин, Д. Я. Пантофель-Нечецкая, В. В. Бунин, Л. М. Аустер, Б. Г. Ерзакович, Ю. И. Янкелевич и мн. др. В первое десятилетие после его основания здесь работали замечательные педагоги: ученик Р. М. Глиэра – М. И. Невитов, А. А. Берлин, А. П. Боначич, а также О. Д. Семенова, О. И. Кадыш, Б. В. Померанцев, О. С. Иг­натович, М. М. Карчевская  и  др.  Следует особо отметить, что педагоги-музыканты Омска, большинство из которых являлись высококвалифицированными специалистами, одновременно вели интен­сивную концертную деятельность.

С момента постановки музы­кальных техникумов на государственный бюджет появилась реальная возможность не только качественно улучшить состав учащихся, но и провести полную профессионализацию обучения. Боль­шим достижением в данном контексте можно считать то, что к концу 20-х гг.  ХХ в. в музыкальных учебных заведениях были введены  единые учебные планы и упорядочи­лась структура музыкального образования (так, например, с 1933 года четырехлетние музыкальные школы были преобразованы в семилетние). К середине же 70-х годов система музыкального об­разования в Омске и Омской области складывается следующим образом: в качестве низшей образовательной ступени выступают семилетние музыкальные школы, целью которых является общее музы­кальное образование и выявление наиболее способных учащихся, имеющих возможности и желающих получить специальное музыкальное образование.

Среди музыкально-образовательных учреждений, функцио­ни­рую­щих в настоящее время в Омске, в первую очередь сле­дует оха­ракте­ризовать высшие учебные заведения данного про­филя. С 1999 года в составе Омского государственного универси­тета им. Ф М Достоевского функционирует фа­культет культуры и искусств, преобразован­ный на базе омского фи­лиала Ал­тайского государственного ин­ститута культуры, открытого в городе в 1983 году. На сегодняш­ний день на обозначенном факультете произво­дится профессио­нальная подготовка по следующим музыкаль­ным спе­циально­стям: «Инструментальное исполнительство» со спе­циализа­циями «Народные инструменты» и «Оркестровые и струнные инстру­менты», «Музыкальное образование», «Народное художест­венное творчество» со специализациями «Академический хор», «На­родный хор» и мн. др. Среди выпускников факультета – солисты Омской област­ной фи­лармонии Н. Комарова, Н. Гордеев, И. Плотникова, Н. Семерьянова  и др. Многие выпу­скники являются участниками Омского русского народного хора, фольк­лорного ансамбля «Звонница», камерного муниципального орке­стра «Лад», хормейстерами различных учебных заведений, самодея­тельных хоровых коллективов и пр.

На музыкальном отделении факультета искусств Омского государственного педагогического университета осуществля­ется подготовка студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музыкальное образование». Открытие данной специ­альности детерминировано высокой потребностью в специали­стах с высшим профессиональным образованием  – учителях музыки общеобразовательных школ, других учреждений обще­образовательного типа, преподавателях музыки школ искусств, музыкальных школ города Омска и Омской области, домов и дворцов творчества. Следует  отметить, что про­фессио­нальная подготовка учителей музыки для общеобразовательных учреждений ранее в регионе осуществлялась только в рамках среднего специального образования, и, преимущественно, дан­ную подготовку осуществлял Музыкально-педагогический колледж города Ом­ска. Студенты, получившие среднее профессиональное образо­ва­ние в указанном колледже, с 1998 года приобрели возможность продол­жения образования на второй ступени в Омском государствен­ном педа­гогическом университете. Музыкаль­ное отде­ление фа­культета искусств предоставляет также образователь­ные услуги в рамках получения высшего профессионального образова­ния для лиц, имеющих среднее профессиональное об­разование в сокра­щенные сроки. Особая гордость отделения – открытие в недалеком прошлом весьма востребованной специальности «Музыкально-компьютерные технологии» и одноименной магистратуры. На музыкальном отделении факультета искусств также имеется воз­можность для студентов в получении следующих  специализа­ций: «Ор­ганизация музыкально-эстетической деятельности школьников», «Аранжировка музыки на персональном компью­тере, синтезаторе», «Музыкальный инструмент и концертмей­стерство», «Музыкальная психология и психология музыкаль­ного образования», «Музыкальный фольклор». Кафедра теории и методики музыкально-эстетического воспитания – выпускающая кафедра музыкального отделения – вот уже в течение более десяти лет осуществляет работу в формате научно-практических конференций и обучающих семинаров  с учителями, педагогами системы дополнительного образования, входящими в Ассоциацию учителей музыки г. Омска и Омской области.

Среди профессиональных средних учебных заведений г. Ом­ска, осуществляющих музыкально-образовательную дея­тель­ность, следует, прежде всего,  назвать музыкальное училище им. В.Я. Шебалина. Музыкальное училище реализует четыре сле­дующие образовательные программы по специальностям: инст­рументальное исполнительство, академическое пение, хо­ровое дирижирование и теория музыки. Доказательством высо­кого уровня музыкально-профессиональной подготовки выпу­скников является достаточно высокий их процент, продолжаю­щий про­фессиональное становление в престижных высших учебных заве­дениях страны, среди которых следует назвать, в первую очередь, Рос­сийскую акаде­мию музыки им. Гнесиных, Московскую государственную кон­серваторию им. П.И. Чайковского, Ураль­скую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского, консерватории Санкт-Петербурга, Новосибирска, Магнитогор­ска  и  др.

Большой вклад в развитие профессионального музыкаль­ного образования вносит экспериментальная детская музыкальная школа Омской области, являя собой не только образова­тельное учреждение, но и творческую лабораторию инноваци­онных современных технологий в области музыкального обуче­ния детей и взрослых, успешно пропагандируя и расширяя опыт своей работы не только в омском регионе, но и за его пределами. С методиками и технологиями школы («Хроморяд Белецкого» и др.) знакомы во многих субъектах Российской Федерации, ближнем (Казахстан) и дальнем зарубежье (США, Бельгия, Германия, Франция). Призовые места на разного рода образовательных  технологических выставках и симпозиумах подтверждают как высокий уровень музыкально-образователь­ных технологий и разработок указанной школы, так и их дейст­венное значение в аспекте музыкального образования и разви­тия личности на современном этапе и в будущем.

Здесь хотелось бы указать на достаточно высокий потенциал омских ученых и педагогов-новаторов в области раз­работки и реализации инновационных музыкально-педагогиче­ских технологий,  направленных на эффективное развитие твор­ческого потенциала личности учащегося. Данная тенденция приобретает особую значимость в то время, когда в значитель­ной степени актуализируется формирование и развитие творче­ского потенциала личности как  одного из главных условий со­циокультурного прогресса. В свете сказанного весомую роль играет сегодня научно-методическая и музыкально-просветительская дея­тель­ность Омского регионального  центра творческого развития детей «Мир музыки». Его уч­редителями стали ведущие ученые и педагоги-новаторы Омска в области об­щего и профессионального музыкального образова­ния. Одно из приоритетных направлений Центра - выявление, формирование и развитие творче­ского потенциала личности ре­бенка в области му­зыкального искус­ства. Для достижения задач своей деятельности учреждение осуществ­ляет консультативные, экспертные, прогно­стические и мониторинговые функции,  ор­ганизует и проводит лекции, концерты, конкурсы, фестивали детского музыкального творчества, научно-прак­тические кон­ференции. Так, с момента организации  центра «Мир музыки»  (1995) им были подготов­лены и успешно проведены международные и межрегиональные научно-практи­ческие конференции по акту­альным проблемам педагогики музыкального образования, в частности, «Инновационные методы обуче­ния в общем и специаль­ном музыкальном образо­вании», «Раз­витие художественно-творческого потен­циала личности в современ­ных социокультур­ных условиях», «Музыка как художественное познание мира»  и др.  C 2002 года  «Мир музыки» учредил и осуществляет издание сбор­ника научных и методических статей под общим названием «Актуальные про­блемы отечест­венного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии». Учреждение также выступило инициатором проведения в Омске научно-исследовательского и учебно-образовательного про­екта «Развитие креативных способностей младших школь­ников на уроках музыки в условиях экспериментальной учебной программы «Мир музыки».

Обозначенные выше реальные успехи и достижения, а также анализ опыта функционирования и развития учреждений  города Омска и Ом­ской области в сфере музыкального искусства и образования, без­условно, нельзя считать полными и исчерпывающими. Но даже приведенное, далеко не полное обобщение достижений в названной сфере  доказывает большую и все возрастающую активность соот­ветствующих структур организации, управления и профессиональ­ной подготовки в столь важном и значимом для современного об­щества деле – деле музыкального образования и развития личности, формирования ее  эстетического и художественного сознания,  нравственных идеалов и духовного мира.

Сказанное во многом обусловливает и назревшие проблемы в сфере музыкального искусства, в том числе музыкального об­разования Омского региона. Следует особо подчеркнуть нали­чие на сегодняшний день ряда проблем, прямо связанных с про­цес­сами финансирования, материальной поддержки государства и негосударственных структур ведущих областей культуры и ис­кусства. Вместе с тем, представляется достаточно перспективным систематическое повышение качества музыкальной работы практически во всех ее формах и видах, не претендующее на значительные финансовые затраты. В качестве примера подоб­ной работы следует указать на необходимость переориентиро­вания музыкально-педагогической деятельности на самостоя­тельный поиск и ранний отбор музыкально-одаренных детей как в городе, так и в области с тем, чтобы обеспечить как надежное педагогическое «поле» музыкальной деятельности, так и сис­темность в ее осуществлении.  В качестве далекой перспективы возможно предположение о необходимости разработки соответствующих проектов и создания в городе Ом­ске профессиональных высших учебных заведений, например, консерватории или института искусств с профилированием му­зыкального искусства с целью, прежде всего, удовлетворения насущных потребностей профессиональных музыкальных уч­реждений, организаций, творческих коллективов в высокого уровня исполнительских и педагогических кадрах.

Опубликовано:

Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии. Вып.5: Сб. науч. и метод. статей / Ред.-сост. П.З. Феттер - Омск: Мир музыки, 2011. - СС. 63-70.

Категория: Мои статьи | Добавил: sdol (08.04.2014) | Автор: Феттер П.З., Долгушин С. Л. E
Просмотров: 1991 | Теги: музыкальное образование, музыкальное воспитание, Феттер П. З., омск, Долгушин С. Л. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]