Воскресенье, 05.05.2024, 21:13 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Публикации

Главная » Статьи » Мои статьи

К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ СОЦИУМЕ

С.Л. Долгушин

К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ СОЦИУМЕ

Семья - это естест­венная среда развития ребенка, заклады­вающая основы личности. И.А. Ильин называет семью «первич­ным лоном человеческой культуры» [2, 199]. В семье ребенок осваи­вает основы культуры материаль­ной и духовной. В обще­нии с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно челове­ческие формы поведения: навыки мышления и речи, ори­ентации и деятельности в мире предметов и человеческих отно­шений, нравственные качества, жизненные ценности, стремле­ния, идеалы.

Проблема семейного воспитания с древних времен привле­кала к себе большое внимание многих философов (Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, М.С. Каган) и педагогов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская).

Среди современных исследователей проблем семейного воспитания можно назвать Т.А. Маркову, О.Л. Звереву, Н.В. Корниенко, В.И. Без­люд­ную, В.К. Котырло и др.

Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, му­зыкальное. Значимость му­зыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятель­ность стано­вится одним из ранних способов познания окру­жающего мира.

В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и вер­ную мысль о том, что искусство раскрывает свободное про­странство для «игры познавательных способностей». Несо­мненны познава­тельные функции искусства, что дает возмож­ность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художест­венный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Роль музыки в системе художественной культуры значи­тельна. К каким бы векам, эпохам, народам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит или на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств.

«Имея не одну, а множество духовно-жизненных основ, пе­риодически меняя свой конкретный вид и формы выявления, музыка была и остается вернейшей и необходимейшей спутни­цей человека и человечества на протяжении всей истории их существования» – пишет известный отечественный музыковед В.Н. Холопова [3, 5].

Музыка учит добру. Постигая красоту в музыке, ребенок учится це­нить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Не случайно с давних времен му­зыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духов­ных ценностей, нако­плен­ных людьми приобщения к мировой музыкаль­ной культуре.

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхожде­ния ре­бенка в мир музыки. Всякая музыкальная деятель­ность в семье осуществля­ется, прежде всего, в общении с роди­телями. Она связана с социальными ус­ловиями, в которых ребе­нок воспитывается дома, инте­ресами взрослых чле­нов семьи, мотивами их отношений к музыкаль­ному воспитанию, общей культурой. Именно родители закладывают ос­новы мировоззре­ния ребенка, морали, эстетических вкусов.

Вместе с тем, мы вынуждены констатировать, что музыка по­степенно уходит из семейного воспитания, носит бессистем­ный стихий­ный характер и не осознается родителями в педаго­гическом контексте. В этой связи формиро­вание музыкальной культуры ребенка и семьи, как неотъемлемой части музыкаль­ной культуры об­щества, приобретает, на наш взгляд, особую остроту и является весьма актуальной.

В рамках настоящей статьи мы локализовали наше внимание лишь на одном, на наш взгляд важном научном аспекте обозначенной проблемы  - выявлении общих тенденций и определении степени их влияния на формиро­вание социально-педа­гогических условий музыкального воспитания детей в семье на примере г. Омска.

Положение о том, что идеальное воспитание - это разно­стороннее воспитание, осуществляемое как в семье, так и в об­щественных образовательных учреждениях является аксиома­тичным. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов пове­дения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования сви­детельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения и культуре в самом широ­ком понимании этого слова.

Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. Это необходимо помнить особенно сейчас в связи с усилением деструктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние, обес­печивающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отно­шении незаменимы произведения народной культуры, классиче­ского искусства, которые используются как действенное сред­ство воспитания детей с первых лет жизни.

Широко известно, что любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей как в образовательных (дошкольных, школьных) учреждениях, так и дома, - в семье. Необходимо помнить,  что процесс музы­кального воспитания в семье нельзя рассматривать в отрыве от единого органично протекающего музыкально-педагогического процесса: семьи и детский сад или школа здесь являются муд­рыми единомышленниками и добрыми союзниками.

Рассматривая изначально музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, музыкально-педагоги­ческая наука подчеркивает, что оно осуществляется в различных формах му­зыкальной деятельности.

Так. В.В. Асафьев считал необходи­мым использовать слу­шание музыки для «гимнастики»музы­кального чувства и созна­тельного восприятия музыки» [1, 81]. «Музыкальная культура, - писал он, - нуждается в слушателе, способном критически разо­браться в художественных музы­кальных явлениях, а не пассив­ном созерцателе» [1, 90].

Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим, ибо «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю» [1, 61].

В наше время, характеризующееся широким развитием средств мультимедиа (радио, телевидение, компьютеры, видео- аудио аппаратура, кино), поток информации практически без­граничен.  Тем важнее становится проблема целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уров­нем воспитанного художественного вкуса. Но если стройная система воспитания слушателя в детских дошкольных и школь­ных образовательных учреждений продолжает совершенство­ваться в рамках учебно-образовательных программ, то данный процесс в  условиях семьи во многом пущен на самотек. В ходе исследования мы столкнулись с тем, что  большинство родите­лей вообще не интересует, какую музыку слушает их ребенок дома. Совместное прослушивание и обсуждение прозвучавших лучших образцов классической, народной музыки – очень ред­кое явление. В лучшем случае ребенок дошкольного возраста имеет возможность послушать перед сном музыкальную сказку.

Причины такого положения дел мы видим: в непонимании ро­дителями важности процесса семейного музыкального воспи­та­ния; в их низком культурном уровне и элементарной педагоги­ческой необразованностью;  недостаточном внимании воспита­тельному процессу в целом.

В данной связи следует сказать, что перед образовательным учреждением семья имеет явное пре­имущество: ребенок большее время находится дома, а это дает возможность родителям верно организовать его досуг; семейное посещение концертов, музыкальных спектаклей с последующим их обсуждением также может оказать положительное влияние на музыкальное развитие ребенка. 

Одной из форм музыкального творчества является исполни­тельская деятельность. В условиях образовательного учрежде­ния она может осуществляться в самых различных видах: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ан­самблевое пение, ритмические движения и танец и т.д.

В условиях семьи домашнее музицирование (пение, игра на музыкальном инструменте) открывает перед ребенком широкие перспективы в плане творческой реализации, развития музы­кальных способностей, творческого общения с членами семьи. К большому сожалению, сохранение традиций домашнего музи­цирования (по результатам нашего исследования) в современ­ных семьях является также наболевшей проблемой.  

В процессе форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают, закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет их кругозор, раздвигает горизонты исполнительской деятельно­сти, дает возможность значительно повысить уровень исполни­тельских навыков, развить музыкальные способности детей.

 Немаловажное значение принадлежит родителям и в формировании познавательной активности  детей, расширении их музыкального кругозора и общей эрудиции: например, приобретение детских музыкально-энциклопедических изданий, книг о жизни и творчестве композиторов, музыкальных деятелей; коллекционирование видео- аудиозаписей с лучшими образцами популярной классической и народной музыки.

Все вышеперечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкаль­ной культуры подрастающего поколения. 

Наш опыт научно-практического решения проблемы свиде­тельст­вует, что всякая музыкальная деятельность в семье осу­ществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она свя­зана с соци­альными ус­ловиями, в которых ребенок воспитыва­ется дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их от­ношений к музыкальному воспитанию, общей культурой.

К большому сожалению, одной из причин кри­зиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Традиционный семейный ук­лад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе тра­дици­онных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духов­ная состоятельность личности. А мать и отец, осоз­навая особенности своего семейного служения и свой долг доброго вос­питания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого пе­дагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разруше­ние традиционных се­мейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в про­фессио­нальной об­ласти, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физи­ческих, ни ду­шевных сил для воспи­тания детей. Эту негативную тен­денцию в укладе современной семьи подтвер­ждают и результаты прове­денного нами анкетирова­ния.  Из общего количества оп­рошенных в 2004 году семей по среднестатистическим данным 14,2% указывают на нехватку вре­мени для ху­дожественного развития детей в семье, 7,4 % вообще не задумыва­лись над данной проблемой, 28,5% считают целесооб­разным художествен­ное развитие ребенка осуществлять в усло­виях дошко­льных образователь­ных учреждений, 1,8% считает это не нужным.  Причиной нехватки вре­мени 15,2% родителей объяс­няют  отсутствие семейных традиций прове­дения музыкального досуга (семей­ного музицирования), редкого посеще­ния вместе с ребенком концертов детской музыки, детских музыкальных спек­таклей (42%).  6,2% родителей отмечали отсутствие потребности к творческому самовыражению в условиях организации семейного музици­рования (при наличии необходимых способностей). 

Факт отсутствия мотивов к творческому самовыражению некоторых родителей привел нас к мысли тщательного изучения психологических аспектов художественного воспитания в се­мье. 

По мнению психологов, процесс художественного (в нашем случае – музыкального) воспита­ния ребенка в семейном со­циуме во многом зави­сит от психогенетических условий креа­тивности, сложившихся в кон­кретно взятой семье. В силу этого в ходе проводимых исследований мы попыта­лись определить  его зависимость от генетических и средовых компонентов (в их совокупности и вариативности психологических при­знаков) по результатам бесед, опроса и анкетирования родите­лей детей по­сещающих дошкольные образовательные учреждения г. Омска.

Руководствуясь полученными данными, а также сущест­вующими в психологии подходами к психогенетике креативных способностей (гене­тическим, средовым и генотип-средовым) и приня­тыми методами ана­лиза, нами смоделированы следующие условия, влияющие на развитие творче­ских способностей детей в семье (в совокупности наиболее общих и характерных черт):

Модель I. Подкрепление креативного поведения детей соб­ственными образцами творческого поведения. Нерегламентиро­ванная среда с демо­кратическими отношениями.

Модель II. Родители не отличаются творческими способно­стями, но имеют повышен­ное внима­ние к способностям ре­бенка.  Данный факт во многом является организующим нача­лом в семье. Имеет место нерегла­ментированная среда с демо­кратическими отноше­ниями. В качестве об­разца для подража­ния иногда служит “идеальный герой”, обладаю­щий творче­скими чертами в большей мере, чем родители (в наше случае – близкие родст­венники – бабушка, дедушка, тетя, дядя; хоро­шие знако­мые семьи).

Модель III. Семейная среда, где с одной стороны, есть вни­мание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, не­согласованные требования, где мал внешний кон­троль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощ­ряются нестереотипное поведе­ние.

Модель IV. “Средние”, нетворческие родители формируют у детей нетворческое поведение. Не­гармонические отношения таких родителей способствуют эмоциональному отдалению ре­бенка. По­рой ребенок на­ходится в жесткой, регламентирован­ной среде.

По анкетным данным составлялся социокультурный и пси­хологиче­ский “портрет” каждой се­мьи, возникающие дополни­тельные вопросы уточнялись в частной беседе. Таким образом, в иссле­довании приняло участие 194 семьи (из них – 37 непол­ных) и 203 ребенка. 

В целом, социологические исследования, проведенные в форме анке­тирования и опроса роди­телей, воспитывающих детей дошкольного воз­раста в г. Омске показали, что музыка выходит на первое место и явля­ется самым любимым, предпочитаемым видом искусства. Так, из 600 чело­век опро­шенных музыке как виду искусства отдают предпочтение 79%.

Сегодня можно отметить и некото­рый рост музыкальной образованно­сти родителей. Более 10% респондентов имеют специальное му­зыкаль­ное образование. Однако при всех успехах системы музыкального вос­питания было бы глу­боко ошибочно характеризовать уровень музыкаль­ной культуры современных родителей лишь с позитивной точки зрения.

Анализ результатов исследования выявил, что за коли­чест­вен­ным благополучием «потреб­ления» музыки скрываются по­рой сложные противоречия ее бытования. Это, прежде всего, одно­сторонняя ориента­ция большинства родителей и детей на эстрадно-развлекательную му­зыку, ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для пости­жения. Такой уро­вень культуры восприятия формирует поверх­ностно-потребительский тип музыкальной культуры. Он предпо­лагает запросы, диктуемые престижностью. Так 78,8 % респондентов предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению – народная му­зыка. Это - 14 % родителей. Наи­меньшей популярностью пользуется классическая музыка – 7,2%. Выявлено, что музыкальная актив­ность многих родителей находится на уровне ниже среднего.

При этом 28,8% родителей понимает необходимость осуществления музыкального воспитания в семейном социуме, 43,2% указывает на целесообразность содействия семьи и дошкольного обра­зовательного учреждения в данном процессе, а 28% считает это ненужным.

Как показали исследования, стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная так­тика обусловлены общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социаль­ная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и домашний досуг.

В ходе исследования нами были выявлены противоречия между:

  • существующими богатейшими традициями семейного музы­кального воспитания прошлого и от­сутствием их продолже­ния и развития в большинстве современных семей. К примеру, из общего коли­чества опрошенных традицию проведения семейных музыкальных вечеров сохранили лишь 9%;
  • встречающимся ярким опытом осуществления музыкаль­ного воспитания в семье и отсутст­вием теоретической разработанности основных вопросов;
  • достижениями в области отечественной музыкальной пе­дагогики и отсутствием путей подго­товки родителей к руково­дству семейным воспитанием детей.

Решение вышеперечисленных противоречий открывает оп­ределенные перспективы в плане дальнейшей разработки про­блемы на следующих уровнях:

  • выявления и адаптации к современной социокультурной ситуации тради­ционных ус­ловий се­мейного музыкального вос­питания (опора на исто­рическое наследие, использо­вание сло­жившихся традиционных форм, мето­дов и принципов в органи­зации музыкаль­ного воспитания);
  • разработки на их основе новых форм и методов организа­ции музыкаль­ного воспита­ния в се­мейном социуме;
  • поиска диагностики музыкального развития детей, их уровня музыкальной культуры, подго­товки методик развития же­лания родителей в сотрудничестве с ДОУ по музыкальному воспи­танию детей, разработки модели обеспечения музыкаль­ного вос­питания в семье, организации разнообраз­ных форм со­трудничества ДОУ с родителями по музыкальному воспитанию в семье.

Литература

  1. Асафьев В.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
  2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: 1993, С. 199.
  3. Холопова В.Н.  Музыка как вид искусства: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2000.

Опублиовано:

Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии. Вып.3: Сб. науч.  и метод. статей. – Омск: Мир музыки, 2005. –  СС.82-90.

Категория: Мои статьи | Добавил: mworld (10.04.2014) | Автор: Долгушин Сергей Львович E W
Просмотров: 1954 | Теги: музыкальное воспитание в семье, омск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]