Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
Публикации
Главная » Статьи » Мои статьи |
С.Л. Долгушин К ПРОБЛЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЕЙНОМ СОЦИУМЕ Семья - это естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры» [2, 199]. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. Проблема семейного воспитания с древних времен привлекала к себе большое внимание многих философов (Ф.Вольтер, Ж.Ж.Руссо, И.Кант, М.С. Каган) и педагогов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская). Среди современных исследователей проблем семейного воспитания можно назвать Т.А. Маркову, О.Л. Звереву, Н.В. Корниенко, В.И. Безлюдную, В.К. Котырло и др. Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное. Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность. Роль музыки в системе художественной культуры значительна. К каким бы векам, эпохам, народам мы не обратились – живительное искусство музыки стоит или на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств. «Имея не одну, а множество духовно-жизненных основ, периодически меняя свой конкретный вид и формы выявления, музыка была и остается вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования» – пишет известный отечественный музыковед В.Н. Холопова [3, 5]. Музыка учит добру. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях. Не случайно с давних времен музыка была важнейшим средством воспитания. Она привлекает возможностью облагораживания души человека, постижения им духовных ценностей, накопленных людьми приобщения к мировой музыкальной культуре. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения ребенка в мир музыки. Всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. Именно родители закладывают основы мировоззрения ребенка, морали, эстетических вкусов. Вместе с тем, мы вынуждены констатировать, что музыка постепенно уходит из семейного воспитания, носит бессистемный стихийный характер и не осознается родителями в педагогическом контексте. В этой связи формирование музыкальной культуры ребенка и семьи, как неотъемлемой части музыкальной культуры общества, приобретает, на наш взгляд, особую остроту и является весьма актуальной. В рамках настоящей статьи мы локализовали наше внимание лишь на одном, на наш взгляд важном научном аспекте обозначенной проблемы - выявлении общих тенденций и определении степени их влияния на формирование социально-педагогических условий музыкального воспитания детей в семье на примере г. Омска. Положение о том, что идеальное воспитание - это разностороннее воспитание, осуществляемое как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях является аксиоматичным. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения и культуре в самом широком понимании этого слова. Первые шаги в мире искусства, культуры ребенок делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры родителей. Это необходимо помнить особенно сейчас в связи с усилением деструктивных явлений в культуре, преодолеть которые можно, оперевшись на наиболее значимое культурное достояние, обеспечивающее дальнейшее развитие цивилизации. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства, которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. Широко известно, что любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального уха самая прекрасная музыка лишена смысла. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры детей как в образовательных (дошкольных, школьных) учреждениях, так и дома, - в семье. Необходимо помнить, что процесс музыкального воспитания в семье нельзя рассматривать в отрыве от единого органично протекающего музыкально-педагогического процесса: семьи и детский сад или школа здесь являются мудрыми единомышленниками и добрыми союзниками. Рассматривая изначально музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, музыкально-педагогическая наука подчеркивает, что оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности. Так. В.В. Асафьев считал необходимым использовать слушание музыки для «гимнастики»музыкального чувства и сознательного восприятия музыки» [1, 81]. «Музыкальная культура, - писал он, - нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не пассивном созерцателе» [1, 90]. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим, ибо «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю» [1, 61]. В наше время, характеризующееся широким развитием средств мультимедиа (радио, телевидение, компьютеры, видео- аудио аппаратура, кино), поток информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса. Но если стройная система воспитания слушателя в детских дошкольных и школьных образовательных учреждений продолжает совершенствоваться в рамках учебно-образовательных программ, то данный процесс в условиях семьи во многом пущен на самотек. В ходе исследования мы столкнулись с тем, что большинство родителей вообще не интересует, какую музыку слушает их ребенок дома. Совместное прослушивание и обсуждение прозвучавших лучших образцов классической, народной музыки – очень редкое явление. В лучшем случае ребенок дошкольного возраста имеет возможность послушать перед сном музыкальную сказку. Причины такого положения дел мы видим: в непонимании родителями важности процесса семейного музыкального воспитания; в их низком культурном уровне и элементарной педагогической необразованностью; недостаточном внимании воспитательному процессу в целом. В данной связи следует сказать, что перед образовательным учреждением семья имеет явное преимущество: ребенок большее время находится дома, а это дает возможность родителям верно организовать его досуг; семейное посещение концертов, музыкальных спектаклей с последующим их обсуждением также может оказать положительное влияние на музыкальное развитие ребенка. Одной из форм музыкального творчества является исполнительская деятельность. В условиях образовательного учреждения она может осуществляться в самых различных видах: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое пение, ритмические движения и танец и т.д. В условиях семьи домашнее музицирование (пение, игра на музыкальном инструменте) открывает перед ребенком широкие перспективы в плане творческой реализации, развития музыкальных способностей, творческого общения с членами семьи. К большому сожалению, сохранение традиций домашнего музицирования (по результатам нашего исследования) в современных семьях является также наболевшей проблемой. В процессе форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают, закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет их кругозор, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей. Немаловажное значение принадлежит родителям и в формировании познавательной активности детей, расширении их музыкального кругозора и общей эрудиции: например, приобретение детских музыкально-энциклопедических изданий, книг о жизни и творчестве композиторов, музыкальных деятелей; коллекционирование видео- аудиозаписей с лучшими образцами популярной классической и народной музыки. Все вышеперечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры подрастающего поколения. Наш опыт научно-практического решения проблемы свидетельствует, что всякая музыкальная деятельность в семье осуществляется, прежде всего, в общении с родителями. Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воспитанию, общей культурой. К большому сожалению, одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Эту негативную тенденцию в укладе современной семьи подтверждают и результаты проведенного нами анкетирования. Из общего количества опрошенных в 2004 году семей по среднестатистическим данным 14,2% указывают на нехватку времени для художественного развития детей в семье, 7,4 % вообще не задумывались над данной проблемой, 28,5% считают целесообразным художественное развитие ребенка осуществлять в условиях дошкольных образовательных учреждений, 1,8% считает это не нужным. Причиной нехватки времени 15,2% родителей объясняют отсутствие семейных традиций проведения музыкального досуга (семейного музицирования), редкого посещения вместе с ребенком концертов детской музыки, детских музыкальных спектаклей (42%). 6,2% родителей отмечали отсутствие потребности к творческому самовыражению в условиях организации семейного музицирования (при наличии необходимых способностей). Факт отсутствия мотивов к творческому самовыражению некоторых родителей привел нас к мысли тщательного изучения психологических аспектов художественного воспитания в семье. По мнению психологов, процесс художественного (в нашем случае – музыкального) воспитания ребенка в семейном социуме во многом зависит от психогенетических условий креативности, сложившихся в конкретно взятой семье. В силу этого в ходе проводимых исследований мы попытались определить его зависимость от генетических и средовых компонентов (в их совокупности и вариативности психологических признаков) по результатам бесед, опроса и анкетирования родителей детей посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Омска. Руководствуясь полученными данными, а также существующими в психологии подходами к психогенетике креативных способностей (генетическим, средовым и генотип-средовым) и принятыми методами анализа, нами смоделированы следующие условия, влияющие на развитие творческих способностей детей в семье (в совокупности наиболее общих и характерных черт): Модель I. Подкрепление креативного поведения детей собственными образцами творческого поведения. Нерегламентированная среда с демократическими отношениями. Модель II. Родители не отличаются творческими способностями, но имеют повышенное внимание к способностям ребенка. Данный факт во многом является организующим началом в семье. Имеет место нерегламентированная среда с демократическими отношениями. В качестве образца для подражания иногда служит “идеальный герой”, обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители (в наше случае – близкие родственники – бабушка, дедушка, тетя, дядя; хорошие знакомые семьи). Модель III. Семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряются нестереотипное поведение. Модель IV. “Средние”, нетворческие родители формируют у детей нетворческое поведение. Негармонические отношения таких родителей способствуют эмоциональному отдалению ребенка. Порой ребенок находится в жесткой, регламентированной среде. По анкетным данным составлялся социокультурный и психологический “портрет” каждой семьи, возникающие дополнительные вопросы уточнялись в частной беседе. Таким образом, в исследовании приняло участие 194 семьи (из них – 37 неполных) и 203 ребенка. В целом, социологические исследования, проведенные в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в г. Омске показали, что музыка выходит на первое место и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства. Так, из 600 человек опрошенных музыке как виду искусства отдают предпочтение 79%. Сегодня можно отметить и некоторый рост музыкальной образованности родителей. Более 10% респондентов имеют специальное музыкальное образование. Однако при всех успехах системы музыкального воспитания было бы глубоко ошибочно характеризовать уровень музыкальной культуры современных родителей лишь с позитивной точки зрения. Анализ результатов исследования выявил, что за количественным благополучием «потребления» музыки скрываются порой сложные противоречия ее бытования. Это, прежде всего, односторонняя ориентация большинства родителей и детей на эстрадно-развлекательную музыку, ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Такой уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры. Он предполагает запросы, диктуемые престижностью. Так 78,8 % респондентов предпочитают слушать современную эстрадную музыку. На втором месте по предпочтению – народная музыка. Это - 14 % родителей. Наименьшей популярностью пользуется классическая музыка – 7,2%. Выявлено, что музыкальная активность многих родителей находится на уровне ниже среднего. При этом 28,8% родителей понимает необходимость осуществления музыкального воспитания в семейном социуме, 43,2% указывает на целесообразность содействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в данном процессе, а 28% считает это ненужным. Как показали исследования, стиль взаимодействия родителей с детьми, их воспитательная тактика обусловлены общей и музыкальной культурой этих людей. Чем выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и домашний досуг. В ходе исследования нами были выявлены противоречия между:
Решение вышеперечисленных противоречий открывает определенные перспективы в плане дальнейшей разработки проблемы на следующих уровнях:
Литература
Опублиовано: Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии. Вып.3: Сб. науч. и метод. статей. – Омск: Мир музыки, 2005. – СС.82-90. | |
Просмотров: 1954 | | |
Всего комментариев: 0 | |