Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
Публикации
Главная » Статьи » Мои статьи |
С. Л. ДолгушинАКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА(по результатам экспериментального исследования) Обучение школьников использованию мультимедиа-ресурсов, как в изучении школьных дисциплин, так и в последующей профессиональной деятельности должно опираться на методы активного обучения и методы развития познавательной деятельности учащихся. В ходе исследования нами были выявлены методы эффективного обучения, которые побуждали школьников не просто пассивно впитывать получаемую от учителя информацию, а активно участвовать в учебном процессе. При использовании мультимедиа-ресурсов мы стремились к такой организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил. Метод проектов. В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познавательную деятельность. Одним из способов такой самостоятельной работы является обучение в сотрудничестве. На смену фронтальным работам все больше приходят индивидуальные, парные, групповые. Парная или групповая работа обучаемых с использованием мультимедиа-ресурсов оказывается намного эффективней объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов. Учащиеся в группах разрабатывают план совместных действий, находят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлеченными в познавательную деятельность. Обучение в сотрудничестве позволяет овладеть элементами культуры общения в коллективе и элементами управления (умение распределять обязанности для выполнения общего задания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера). Среди основных задач:
Метод проектов всегда предполагает решение определенной проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия. Метод информационного ресурса. Работа учащихся с книгой, учебником, справочной, научно-популярной и учебной литературой в дидактике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в полной мере добавить и мультимедиа-ресурсы. Исследование показало, что главное достоинство этого метода - возможность для обучающегося многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебная литература и мультимедиа-средства успешно выполняют все дидактические функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. Практика свидетельствует о целесообразности применения двух видов работы с информационными ресурсами: на уроке, под руководством учителя и самостоятельная работа с целью закрепления и расширения знаний. Метод работы с авторским учебным пособием «Музыка моей отчизны» (7 класс) и мультимедиа-ресурсами эффективно применялся на интегрированном уроке музыки. Однако в условиях информационного взрыва ценность пособий подобного рода в дальнейшем придется все время пересматривать. Для стремительно развивающихся информационных технологий сети Интернет данная проблема становится чрезвычайно актуальной. Кроме того, коммерциализация Интернет способствует «выбрасыванию» на рынок печатной продукции низкого качества. Это положение ставит учителя перед большой проблемой, - на какие информационные ресурсы опираться при изложении учебного материала, что порекомендовать ученикам для самостоятельного изучения и закрепления знаний. Данная работа требует огромной подготовки и больших временных затрат: поиск информации в Интернете, ее систематизация и типологизация. К примеру, в результате запроса «Д. Д. Шостакович», поисковой сервер www.yandex.ru выдает 80 662 страницы – не менее 1 344 сайта, включающих информацию как текстовую, так и графическую. Запрос «И.Ф. Стравинский» на том же поисковом сервере – 26 522 страницы – не менее 1 712 сайтов и т.п. Больше всего времени, например, требует обработка информации, к обзорным темам программы «Музыка моего отечества»: «Музыкальная культура России конца XIX – начала XX века» или, например, – «Русский авангард XX века» и др. Обусловлено это, в первую очередь, разнообразием и большим объемом интернет-материала, а также необходимостью построения огромного количества гипертекстовых и гипермедиа ссылок. Еще одним немаловажным фактором выступает то, что современные гипермедиа-технологии, реализованные в сети Интернет, позволяют связывать между собой разрозненную мультимедиа-информацию, находящуюся на различных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым целостный информационный мультимедиа-ресурс, размеры которого могут быть в принципе не ограничены. Таким образом, задача учителя, использующего метод информационного ресурса заключается в подборе нужных ресурсов и умении верно сориентировать в них школьников. Метод самостоятельной работы. Использование мультимедиа-технологий может существенно видоизменить самостоятельную учебную работу школьников, повышая ее эффективность. Во время обучения у школьников необходимо сформировать устойчивую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и методической литературы, потребность в использовании современных мультимедиа-ресурсов, большинство из которых публикуется в сети Интернет. Для этого учащийся должен быть поставлен в ситуацию необходимости собственной познавательной активности. Именно поэтому в системе общего среднего образования важна организация эффективной самостоятельной работы школьников. В качестве наглядного примера можно привести работу учащихся экспериментального класса с Интернет-ресурсами: выявление информации непосредственно связанной с новым содержанием и расширением отдельных тем программы «Музыка моей отчизны». Так, в процессе апробации учебного курса учащимся экспериментального 7 класса были предложены к разработке следующие темы: 1) «Русская музыкальная культура конца XIX - начала XX века»:
2) «Музыкальная культура XX века»:
3) «Русская музыкальная культура второй половины XX века»:
В данном случае в своей работе учащиеся опирались на предоставленные учителем ссылки на соответственные Интернет-ресурсы. Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоятельные работы этого типа предполагают непосредственное участие школьника в производстве новых для него знаний с использованием мультимедиа-информации. Школьник должен самостоятельно осуществлять выбор средств и методов решения, стоящих пред ним задач, определить и отобрать необходимые для выполнения задания знания и мультимедиа-ресурсы. В большей степени данный вид деятельности школьников также имеет прямое отношение к возможным приращениям к теме (к новому содержанию). Однако поиск информации осуществляется учащимися самостоятельно, без помощи учителя. К тому же школьникам предлагалось обращаться к дополнительной информации уже вне ресурсного поля Интернета: к мультимедиа-энциклопедиям и другим мультимедийным изданиям на CD и DVD-носителях. В ходе исследования нами было выявлено, что условно все показатели, характеризующие тот или иной уровень развития познавательного интереса, можно разделить на три группы: показатели 1) интеллектуальной активности, 2) эмоциональных и 3) волевых проявлений. Данное положение легло в основу комплексных диагностических мероприятий проводимых в седьмых классах МОУ «СОШ №55 г. Омска». В эксперименте приняло участие всего 105 учащихся: 52 – экспериментального (ЭК) и 53 – контрольного классов (КК). Эксперимент проходил в условиях интегрированного урока музыки и информатики (2 учебных часа в неделю); некоторая часть диагностических мероприятий была вынесена за пределы сетки учебных часов. При выявлении уровней развития познавательного интереса учащихся основным стал метод наблюдения, данные которого дополнялись и конкретизировались с помощью анкетирования, мини-сочинения, индивидуальных бесед с учащимися, с учителями, работающими в данном классе, изучением подростков в процессе совместной и индивидуальной творческой деятельности. Таким образом, по итогам экспериментальных исследований, мы пришли к выводу, что в процессе изучения курса «Музыка моей отчизны» с применением информационно-компьютерных технологий в 7-х классах МОУ «СОШ №55 г. Омска» были созданы необходимые условия для самореализации и осознанного личностного самоопределения подростков в соответствии с их склонностями и интересами. Это привело не только к повышению количества членов экспериментальной группы с высоким уровнем знаний на 24%, но и к существенному снижению количества членов экспериментальной группы с низким уровнем знаний - на 24%. Опубликовано: Информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции (12 апреля 2011). – Иркутск: ВСГАО, 2011. – СС.97-102. Источник: http://Информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2011. | |
Просмотров: 663 | | |
Всего комментариев: 0 | |