Воскресенье, 05.05.2024, 22:30 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Публикации

Главная » Статьи » Мои статьи

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ С ИС­ПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА

С. Л. Долгушин

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ МУЗЫКИ С ИС­ПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА

(по результатам экспериментального исследования)

Обучение школьников использованию мультимедиа-ресур­сов, как в изучении школьных дисциплин, так и в последующей про­фессиональной деятельности должно опираться на методы актив­ного обучения и методы развития познавательной деятель­ности учащихся.

В ходе исследования нами были выявлены методы эффек­тив­ного обу­че­ния, которые побуждали школьников не просто пассивно впитывать по­лучаемую от учителя ин­формацию, а ак­тивно участво­вать в учебном про­цессе.

При использовании мультимедиа-ресурсов мы стремились к такой ор­га­низации познавательной деятельности по усвое­нию содержания, при ко­торой учащиеся не только приобре­тают новые знания и умения, но и дос­тигают вы­сокого уровня развития своих познавательных сил.

Метод проектов. В мировой практике ведутся поиски спо­со­бов орга­низации самостоятельной деятельности учащихся, преду­сматривающие вовлечение каждого учащегося в активную познава­тельную деятельность. Одним из способов такой само­стоятельной работы является обучение в со­трудничестве. На смену фронталь­ным работам все больше приходят инди­виду­альные, парные, груп­повые. Парная или групповая работа обу­чаемых с использованием мультимедиа-ресурсов оказывается намного эффектив­ней объясни­тельно-иллюстративного и ре­продуктивного методов.

Учащиеся в группах разрабатывают план совместных дей­ст­вий, нахо­дят источники информации, способы достижения целей, распределяют роли, выдвигают и обсуждают идеи. Все учащиеся оказываются вовлечен­ными в познавательную дея­тельность. Обу­чение в сотрудничестве позво­ляет овла­деть эле­ментами культуры общения в коллективе и элементами управле­ния (умение распреде­лять обязанности для выполнения общего за­дания, полностью осознавая ответственность за совместный результат и за успехи партнера).

Среди основных задач:

  • формирование межпредметных связей музыки с инфор­мати­кой и на этой основе углубление знаний и развитие познава­тельных интересов уча­щихся;
  • овладение методами самостоятельной учебной и иссле­дова­тель­ской деятельности индивидуально и в составе группы;
  • получение навыков презентации своей работы с исполь­зова­нием но­вейших технических средств;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Метод проектов всегда предполагает решение определенной про­блемы, пре­дусматривающей, с одной стороны, использование разно­образных мето­дов, с другой - интегрирование знаний, умений из раз­личных областей науки, тех­ники, технологии, творческих областей. Работа по методу проекта пред­пола­гает не только нали­чие и осозна­ние какой-то проблемы, но и процесс ее рас­крытия.

Метод информационного ресурса. Работа учащихся с кни­гой, учеб­ни­ком, справочной, научно-популярной и учебной ли­терату­рой в дидак­тике считается одним из важнейших методов обучения. В настоящее время к этим источникам можно в пол­ной мере доба­вить и мультимедиа-ресурсы.

Исследование показало, что главное достоинство этого ме­тода - воз­мож­ность для обучающегося многократно обрабаты­вать учеб­ную информа­цию в доступном для него темпе и в удобное время. Учеб­ная литература и мультиме­диа-средства успешно вы­полняют все дидактические функции: обучающую, развиваю­щую, воспиты­ваю­щую, побуждающую, контрольно-коррекцион­ную. Практика свиде­тельствует о целесообразности применения двух видов ра­боты с ин­формационными ресурсами: на уроке, под руково­дством учителя и само­стоятельная работа с целью закреп­ления и расши­рения знаний.

Метод работы с авторским учебным пособием «Му­зыка моей от­чизны» (7 класс) и мультимедиа-ресурсами эф­фек­тивно приме­нялся на ин­тег­ри­рованном уроке музыки. Од­нако в условиях ин­фор­мационного взрыва цен­ность пособий подобного рода в даль­нейшем придется все время пере­сматри­вать. Для стремительно развиваю­щихся информационных тех­нологий сети Интернет данная проблема становится чрезвы­чайно актуальной. Кроме того, коммерциализация Интернет способствует «выбра­сыва­нию» на ры­нок печат­ной про­дукции низкого качества. Это поло­жение ставит учителя перед боль­шой проблемой, - на какие ин­формационные ресурсы опираться при изложе­нии учебного ма­териала, что порекомендовать ученикам для самостоятель­ного изучения и закрепления знаний. Данная работа требует огромной подготовки и больших временных за­трат: поиск информации в Интернете, ее систематизация и ти­пологизация. К примеру, в ре­зультате запроса «Д. Д. Шостако­вич», поисковой сер­вер www.yandex.ru выдает 80 662 страницы – не менее 1 344 сайта, включающих информацию как тексто­вую, так и графическую. За­прос «И.Ф. Стравинский» на том же по­исковом сервере – 26 522 страницы – не менее 1 712 сайтов и т.п. Больше всего времени, на­пример, требует обработка ин­формации, к обзорным темам про­граммы «Му­зыка моего отечества»: «Музы­кальная культура России конца XIX – начала XX века» или, на­пример, – «Русский авангард XX века» и др.  Обусловлено это, в первую очередь, разнообразием и боль­шим объемом интернет-материала, а  также необходимо­стью по­строения огром­ного ко­личества гипертексто­вых и ги­пермедиа ссылок. 

Еще одним немаловажным фактором выступает то, что со­вре­менные ги­пермедиа-технологии, реализованные в сети Ин­тернет, позволяют свя­зывать между собой разрозненную муль­тимедиа-ин­формацию, находя­щуюся на раз­личных серверах, производить ее структуризацию, создавая тем самым цело­стный информационный мультимедиа-ресурс, размеры ко­торого могут быть в принципе не ограничены.

Таким образом, задача учителя, использующего метод ин­фор­мацион­ного ресурса заключается в подборе нужных ресур­сов и умении верно сори­ентировать в них школьников.

Метод самостоятельной работы. Использование мульти­ме­диа-техно­логий может существенно видоизменить самостоя­тель­ную учеб­ную работу школьников, повышая ее эффектив­ность.

Во время обучения у школьников необходимо сформиро­вать устойчи­вую потребность к самостоятельному изучению научной, учебной и мето­ди­ческой литературы, потребность в использовании современных мульти­ме­диа-ресурсов, большин­ство из которых публикуется в сети Интернет. Для этого уча­щийся должен быть поставлен в ситуацию необходимости собст­венной познавательной активности. Именно поэтому в системе об­щего сред­него образова­ния важна организация эф­фективной самостоя­тельной работы школьников.

В качестве наглядного примера можно привести работу уча­щихся экс­периментального класса с Интернет-ресурсами: выяв­ление информации не­посредственно связанной с новым содержа­нием и расширением отдельных тем программы «Музыка моей отчизны».

Так, в процессе апробации учебного курса уча­щимся экспе­ри­менталь­ного 7 класса были предложены к разработке сле­дующие темы:

1) «Русская музыкальная культура конца XIX - начала XX века»:

  • «“Мир искусства”: в поисках красоты» - творческий путь пред­ставите­лей ав­торитетнейшего в России начала XX века объеди­нения ху­дожни­ков  (А. Бенуа, Б.Кустодиев, М. Добужинский, Л. Бакст, Н. Рерих, В. Серов, М. Вру­бель).
  • «“Русские сезоны” С. Дягилева» - гастрольные выступ­ле­ния рус­ской оперы и балета в Париже и Лондоне (1907-1914).
  •  «Русские сказочные сюжеты в творчестве А.К. Ля­дова» («Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро»).
  • «Музыка рожденная цветом» - о роли синтеза ис­кусств в компо­зи­тор­ском творчестве А.Н. Скрябина (симфо­ническая по­эма «Проме­тей»).
  • «С.В. Рахманинов – певец русской природы».

2) «Музыкальная культура XX века»:

  • «Ликующий пожар багряного цветка…» - фортепиан­ное творче­ство С.С. Прокофьева.
  • «История России в музыке С.С. Прокофьева» - опера «Война и мир», кантата «Александр Невский», музыка к кино­фильму «Иван Гроз­ный».
  • «Шостакович смеётся» - комическое в музыке Д.Д. Шос­тако­вича.

3) «Русская музыкальная культура второй по­ло­вины XX века»:

  • «Авангард в русском искусстве XX века» (в том числе, твор­чество ком­позиторов Э.В. Денисова, С.А. Губайдуллиной, А.Г. Шнитке) и др.

В данном случае в своей работе учащиеся опирались на пре­достав­ленные учителем ссылки на соответственные Интер­нет-ре­сурсы.

Творческие (исследовательские) самостоятельные работы. Самостоя­тельные работы этого типа предполагают непосредст­вен­ное уча­стие школь­ника в производстве новых для него зна­ний с использованием мультимедиа-информации. Школьник должен са­мостоятельно осуществ­лять выбор средств и методов решения, стоящих пред ним задач, опреде­лить и отобрать необ­хо­димые для выполнения задания знания и мультиме­диа-ре­сурсы. В большей степени данный вид деятельности школьни­ков также имеет прямое отноше­ние к возможным приращениям к теме (к но­вому со­держа­нию). Однако по­иск информации осу­ществляется учащимися само­стоятельно, без помощи учителя. К тому же школьникам предлага­лось обращаться к дополнитель­ной информации уже вне ресурс­ного поля Ин­тернета: к мульти­медиа-энциклопе­диям и другим мультимедийным изда­ниям на CD и DVD-носителях.

В ходе исследования нами было выявлено, что  условно все показатели, характери­зующие тот или иной уровень развития по­знавательного интереса, можно разделить на три группы: по­каза­тели 1) интеллектуальной активности, 2) эмоциональных и 3) воле­вых проявлений. Данное положение легло в ос­нову ком­плексных диагностических мероприятий проводимых в седьмых классах МОУ «СОШ №55 г. Омска». В эксперименте приняло участие всего 105 учащихся: 52 – экспериментального (ЭК) и 53 – кон­трольного классов (КК). Эксперимент проходил в условиях интег­рированного урока музыки и информатики (2 учебных часа в не­делю); некоторая часть диагностических ме­роприятий была выне­сена за пределы сетки учебных часов.

При выявлении уровней развития познавательного интереса уча­щихся основным стал метод наблюдения, данные которого до­полня­лись и кон­кретизировались с помощью анкетирования, мини-сочине­ния, индивиду­альных бесед с учащимися, с учите­лями, ра­ботающими в данном классе, изучением подростков в процессе совместной и ин­дивидуальной творче­ской деятельно­сти.

Таким образом, по итогам экспериментальных исследований, мы пришли к выводу, что в процессе изучения курса «Музыка моей от­чизны» с примене­нием информаци­онно-компьютерных техноло­гий в 7-х классах МОУ «СОШ №55 г. Омска» были соз­даны необ­ходимые ус­ловия для самореализации и осоз­нанного личностного самоопределения подростков в соответст­вии с их склонностями и интере­сами. Это при­вело не только к повышению количества членов эксперимен­тальной группы с вы­со­ким уров­нем знаний на 24%, но и к существенному сни­жению коли­чества членов экспериментальной группы с низким уров­нем знаний - на 24%.

Опубликовано:

Информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции (12 апреля 2011). – Иркутск: ВСГАО, 2011. – СС.97-102.



Источник: http://Информационные технологии в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2011.
Категория: Мои статьи | Добавил: sdol (08.04.2014) | Автор: Долгушин Сергей Львович E
Просмотров: 663 | Теги: экспериментальное исследование, интегрированный урок музыки, методы развития самостоятельной дея | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]