Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
Публикации
Главная » Статьи » Мои статьи |
С.Л. Долгушин СТИЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА (по результатам исследования)
Стиль - одна из важнейших категорий искусствознания. Этим обусловлены внимание и интерес к ней со стороны исследователей - ученых-специалистов в различных областях художественного творчества. Проблема стиля, оживленно обсуждавшаяся учеными на протяжении второй половины XX столетия с эстетических и искусствоведческих позиции, в настоящее время приобретает актуальность и в педагогическом контексте, в том числе, в области полихудожественного образования. В данной связи, художественное познание школьниками стилевого пространства искусства может осуществляться с нескольких позиций:
Вместе с тем на настоящем этапе научного осознания проблемы полихудожественного подхода к процессу школьного музыкального образования выявилось противоречие между необходимостью совершенствования путей и средств целенаправленного стилевого воспитания в условиях интегрированного урока музыки и отсутствием системы реализации этого процесса в обучении школьников. В соответствие с исходным положением была определена цель нашего исследования, заключающаяся в разработке методов творческого освоения стилей младшими подростками в процессе музыкальной полихудожественной деятельности. В качестве инструмента исследования и способа достижения цели была избрана разработанная нами алгоритмическая модель учебного процесса. Система новых подходов, осуществляемая с помощью этой модели сводилась к ее стилевой ориентации в контексте творческого освоения единого художественного пространства. Исходным моментом для разработки модели стало положение о том, что исторический путь развития теории и практики музыкального полихудожественного образования должен был привести к изменению его содержания и выявлению новых факторов оказывающих позитивное влияние на глубину и целостность художественного познания мира. В условиях гуманизации образования, ставшей одной из ведущих тенденций в развитии современной общеобразовательной школы, важнейшая роль отводится музыкальному воспитанию школьников. Со времен античности известно о возможности использования музыки в нравственном, эстетическом, духовном воспитании, о силе эмоционального воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение. Действительно, музыка способна воздействовать на разнообразные стороны жизнедеятельности и мировоззрение формирующейся личности: музыкальное искусство аккумулирует в себе вопросы, связанные с воспитанием нравственности, патриотизма, национального самосознания, развитие эмоциональности, познавательного интереса. Именно в эстетической среде формируются эмоционально-ценностные отношения ребенка с окружающим миром. Одним из важных и сложных вопросов музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе является формирование высоких художественных вкусов учащихся, выработка системы ценностей, соответствующих сегодняшнему дню. Недооценка значения музыкального воспитания, недостаточное внимание к его проблемам ведет не только к слабым знаниям в области музыкального искусства, но и к прогрессирующему ухудшению поведения подрастающего поколения. Дефицит нравственно-эстетических чувств способен оказать отрицательное влияние на формирование личности. Не секрет, что музыкальное классическое наследие является могучим стимулом духовного обогащения человека. Чтобы полюбить, познать классическую музыку ее нужно как можно больше слушать. Но процесс познания осознается как ценность, если он является каждодневной потребностью, необходимостью. И если с детских лет не «открыть» для школьников волшебную страну музыкальной классики, не привить жажду познания музыкального искусства, желание слушать уже слышанные или знакомиться с совершенно новыми музыкальными произведениями, то ни о любви к классической музыке в будущем, ни о слушательской культуре, ни об эрудиции в историческо-стилевом аспекте музыкальных явлений не может быть и речи. Уроки музыки в общеобразовательной школе должны, в первую очередь, увлечь собственно звучащей музыкой. Именно увлечение рождает жажду знания, потребность в них. Воспитание слушательской культуры восприятия музыки, желания познавать, понимать, ценить произведения музыкальной классики – одна из наиглавнейших задач музыкального образования. Мир музыкальной классики воздействует специфическим образом, ориентируя на ценностные идеалы и поведение, закрепляя нравственные принципы и нормы во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убеждений; воспитывая без скучных наставлений и нравоучений, внося гармонию и красоту в духовный мир личности, делая его прекрасным. Где бессильны слова, там классическая музыка своим звучанием органично заполнит пустоту человеческой души, поможет понять смысл жизненных явлений, поступков людей, вызовет благородные, возвышенные мысли и чувства. Несмотря на то, что в программах по предмету «Музыка» отводиться значительное место классическому наследию Мировой культуры, существует мнение, что все-таки уроки музыки, в первую очередь, дают учащимся отдых, развлечение, эмоциональную разгрузку, не требуют определенных затрат умственных и физических сил, таким образом, являясь второстепенной дисциплиной в общеобразовательных учебных заведениях. В связи с этим проявляется пренебрежительное отношение к уроку музыки как занятию несерьезному, развлекательно-необязательному. К сожалению, и ограниченность времени до одного часа в неделю мало способствует приобщению к музыкальной классике. В настоящее время урок музыки рассматривается как урок искусства, на котором перед учителем стоят масштабные задачи: с одной стороны, по определению Д.Б. Кабалевского, «ввести детей и подростков в мир “большой”, серьезной музыки», и, с другой стороны, развить знания, умения и навыки, без которых невозможно освоение музыкального искусства и музыкально-творческих способностей, без которых невозможна музыкально-практическая деятельность. Можно ли решать поставленные задачи за один час в неделю; с творческими заданиями познать «мир “большой”, серьезной музыки»? Безусловно, детское творчество – необходимая и интересная, как для учащихся, так и для учителя, работа на уроке, которая дает возможность учащимся настроиться на творческий лад, проявить себя в различных видах музыкальной деятельности: (до-) сочинении музыки, освоении музыкальной грамоты, импровизации, разучивании и исполнении песен и т.п. Таким образом, перед учителем стоит сложная задача: пробудить и развить творческий потенциал каждого ребенка. Но преподаватель музыки должен успеть преподнести и музыкально-исторические знания. Многие учителя музыки считают, что невозможно за короткое время урока проникнуться той завораживающей силой искусства, которую несет в себе музыкальное наследие классики, а тем более проследить тесную взаимосвязь с другими общеобразовательными предметами (ИЗО, поэзией, литературой, историей). Также необходимо успеть, не только понять смысл услышанного музыкального произведения и комментарии к нему учителя, но и прочувствовать его «сердцем». Ведь глубокие чувства не возникают наспех, а для рождения эстетических чувств необходим определенный настрой, волшебная атмосфера, сеющая зерно прекрасного в душу каждого школьника. Слова Д.Б. Кабалевского о том, что запомнить в музыке можно только то, что «понятно и эмоционально прочувствованно» для сегодняшнего понимания методики преподавания музыкального искусства очень важны. Как же можно понять и прочувствовать то, что в школе не предлагается программой на занятиях музыки? Одухотворенной ли личностью выходит учащийся из современной общеобразовательной школы? Действительно ли это молодой человек, познавший искусство, разбирающийся в нем, с одной стороны, и человек с развитым творческим началом, с другой? Заканчивая школу, многие ребята отмечают, что не умеют петь, не разбираются в искусстве. Но эти знания может и должна давать общеобразовательная школа. Если разговор идет о значимости музыкального воспитания, то необходимо подумать о более глубоком духовном, целенаправленном воздействии не на бумаге, а в реальных условиях школы на учащихся посредством музыкального искусства. Только школа может научить восторгаться подлинными шедеврами Мировой культуры, помочь не только прикоснуться к «жемчужинам» Мировой классики, но и привить огромную любовь к ним на всю жизнь. В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы: – во-первых, урок музыки должен быть уроком музыкального творчества, где учащиеся могли бы учиться петь, импровизировать, давать волю своей фантазии в музыкально-практической деятельности, изучать основы музыкальной грамоты и т.д.; – во-вторых, в уроке музыки должен быть раздел истории музыкального искусства, на котором школьникам была бы предоставлена возможность узнавать о творчестве крупнейших композиторов, получать сведения о тенденции развития музыкальной культуры, о важнейших художественных стилях, о музыкальных жанрах. Изучение истории музыки создаст реальные предпосылки для формирования в рамках современной общеобразовательной школы целостного музыкального воспитания, способствующего постоянному духовно-нравственному совершенствованию школьников. Таким образом, воспитание подрастающего поколения во многом зависит от постановки учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, от повышения роли и значимости музыкально-эстетического образования, активизации образовательного воздействия высокохудожественных произведений искусства на молодежь. Разработанная нами авторская программа «Музыка моей отчизны» (5 класс) направлена на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения младших подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе. Особое значение в 5 классе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке в контексте с другими видами искусства, художественного мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной художественной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Среди других задач программы:
Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в контексте других видов искусства в период обучения осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной, профессиональной классической музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. При отборе и выстраивании музыкального репертуара и иллюстративного материала программы предусматривалась его ориентация: на полихудожественный подход к музыкальному образованию, на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их эмоционально-ценностного отношения к искусству; на раскрытие интонационной природы различных видов искусства (музыка – изобразительное искусство – балет – поэзия, литература), их содержательного смысла; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда учащихся, включения в него музыки различных направлений, стилей и школ. Особое приоритетное значение приобретают знания о музыке, раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей различных видов искусств и музыки. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, о способах овладения различными видами музыкальной деятельности. В программе выделяется и группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и общество, о музыкальной жизни нашей страны в целом и омского региона, в частности. В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе. В слушательской деятельности это умения:
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле. К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
В музыкально-композиционном творчестве предусматривается формирование умений импровизировать и сочинять музыку по заданным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жанрово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них. Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных Опыт продуктивно-творческой деятельности приобретается учащимися в различных видах художественной деятельности: музыкальной (в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью), художественно-изобразительной, а также танце, поэтическом и литературном творчестве. Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку учащихся к музыкальному самообразованию, без которого невозможно становление культурно образованного человека. Музыкальное самообразование реализуется в программе в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельную творческую по характеру работу учащихся по обогащению того материала, который имел место на музыкальных интегративных занятиях под руководством учителя) и в виде требований к уровню подготовки учащихся, направленных на приобретение ими знаний, умений и навыков самостоятельной работы в области музыкального самообразования. Концептуальным «ядром» программы являются представления учащихся о богатстве и многообразии художественной жизни своей страны во всех ее проявлениях, в том числе - выдающихся отечественных композиторах, исполнителях и исполнительских коллективах, известных отечественных музыкальных театрах. Дальнейшее расширение и углубление учебного материала осуществляется путем обогащения полученных учащимися представлений о музыкальной жизни России, своего родного края. Полихудожественный подход к процессу музыкального образования школьников в условиях обозначенной программы создает благодатную почву для комплексного освоения художественного стиля на уроках музыки. Главным инструментом такого освоения являются разнообразные виды творческих заданий, формы проведения урока, специально подобранный дидактический материал. Здесь уместно привести слова известных педагогов «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать» (Песталоцци), «мы познаем лишь постольку, поскольку сами делаем» (Новалис). Эти два оттенка одной и той же мысли являются основополагающими в стилевом воспитании учащихся. Именно детское творчество, собственные оригинальные находки на уроке создают атмосферу радости, формируют личность, стимулируют познавательные способности учащихся. Но данный процесс должен быть сбалансирован аналитическим подходом к историческим особенностям художественного стиля в различных видах искусства в общности и различии их проявлений. Совокупность данных направлений с их культурологической оценкой дает нам право предположить, что «стилевое погружение в эпоху» окажется эффективной педагогической технологией целостного познания младшими подростками художественного пространства в рамках интегрированного урока музыки. Достижение целостности предлагалось по нескольким параметрам:
Данные параметры нашли отражение в методах стилевого воспитания учащихся, составляющих в своей совокупности обозначенную выше педагогическую технологию. Метод музыкально-слухового анализа. В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организация целенаправленного слушания музыки, помогающей не только формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса, но и накапливать интонационно-слуховой фонд. Принцип накопления интонационных оборотов подразумевает вхождение учащихся в интонационную сферу музыкального искусства, пополнение фонда интонационных оборотов, характерных для индивидуального композиторского стиля, национальных и композиторских школ, а также способность учащихся к обобщению и выделению этих интонационных оборотов из огромного потока музыки. Этот принцип доминирует в процессе «интонационно-стилевого анализа» (Е.Д. Критская). Музыка - искусство образно-интонационное по сути, поэтому, музыкально-стилевой опыт школьников - это, прежде всего, опыт интонационный, а затем уже понятийный и терминологический, где средства выразительности, на который опирается стилевой анализ, служат для раскрытия образной системы произведения. Принцип накопления интонационных оборотов помогает обрести и, в процессе стилевого развития, расширять слушательский фонд, музыкальный опыт учащихся. Реализация принципа тематизма на основе концепций полихудожественного образования и развивающего обучения подразумевает в рамках авторской программы по музыке развитие чувства стиля у младших подростков на всех этапах обучения (с 1-го по 8-й класс). Процесс стилевого воспитания школьников не может быть ограничен временными рамками и не является отдельной темой учебного плана. Практическая реализация этого принципа подразумевает отбор произведений, в которых наиболее ярко представлены характерные стилистические черты отдельных композиторов, композиторских и национальных школ. При поэтапном развертывании данного принципа в работе учителя музыки у учащихся развивается способность определять автора незнакомой музыки на слух по характерным стилевым чертам. Опора на концепцию развивающего обучения В. В. Давыдова способствует развитию у детей стилевого осмысления музыки в неразрывном «триединстве» видов деятельности - композитора, исполнителя, слушателя. Это обеспечивает целостность процесса и результата стилевого развития младших подростков. Основой данного принципа является рефлексия или «исследование природы самих понятий» (В.В. Давыдов). Вышеизложенный принцип стилевого воспитания младших подростков на уроках музыки подразумевает развитие у учащихся способности к анализу, синтезу, абстрагированию и другим сложным мыслительным процессам, в частности «симфоничности» мышления. Проверка уровня слушательского опыта учащихся осуществляется на музыкальных викторинах (обобщение каждой пройденной темы). Метод комплексного стилевого анализа. Интонационность художественной сферы каждого из видов искусств обуславливает следующий принцип стилевого воспитания младших подростков на уроках музыки, - принцип интеграции. Именно данный принцип явился базовым для разработки метода комплексного стилевого анализа. Интеграция музыки с другими видами искусства служит для наиболее полного раскрытия художественного мира композитора. Преломление социокультурных, индивидуальных, исторических и смысловых критериев в «интерьере» эпохи и их интеграция в авторском замысле - есть побуждающий мотив для создания того или иного творения. Принцип интеграции помогает учащимся восстановить всю цепь взаимосвязанных процессов, принимающих участие в зарождении и становлении стиля, а также служит для наиболее полной оптимизации стилевого воспитания младших подростков на уроках музыки. Именно триединство принципов стилевого воспитания младших подростков на уроках музыки - принцип накопления интонационных оборотов, принцип тематизма в опоре на концепцию развивающего обучения, принцип интеграции, - должны опираться в своей основе на методологическую базу музыкальной педагогики, которая отвечает самой природе искусства. Комплекс данных принципов стилевого воспитания младших подростков на уроках музыки позволяет поднять уровень мыслительных процессов учащихся на высокий уровень - уровень философского осмысления жизни через музыкальное искусство.. Метод творческих заданий. Данный метод является эффективным инструментом педагогического воздействия на активное развитие творческого потенциала личности ребенка, его художественных и познавательных способностей. В рамках стилевого подхода к музыкальному полихудожественному образованию его цель заключается в организации и стимулировании креативной деятельности учащихся в процессе творческого постижения (на уроке или в ходе выполнения домашних заданий), характерных особенностей определенных художественных стилей в различных видах искусства: музыке, изобразительном искусстве, поэзии, литература и т.д. Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации, мотивации достижения. Применяется данный метод как при изучении нового материала, так и при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. В большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений. Приведем примеры некоторых творческих заданий в контексте обобщающего урока по теме «Музыкальная культура петровской эпохи» в 5 классе.
Вход в класс. (Музыкальный материал: Петровский кант «Радуйся, Росско земле» в исполнении духового оркестра) Музыкальное приветствие. («Здравствуйте») на интонации кварты. Учащиеся садятся. Учитель: Ребята, что вам показалось знакомым в музыке при входе в класс и нашем музыкальном приветствии? Если точнее, то какая интонация объединяет эти два музыкальных построения? Дети: Интонация кварты. У.: С каким настроением звучит данная интонация? Д.: Призывно, торжественно. У.: А кто может найти на фортепиано восходящую кварту? (Вызывает к инструменту желающих). У.: Кто мне может сказать, каким образом увязывается данное музыкальное понятие с темой нашего урока? Д.: Интонация кварты была очень характерна для жанра «виватного», панегирического канта, популярного в эпоху Петра Первого. У.: Что же было наиболее характерным для канта, помимо квартовой интонации? Д.: Трехголосное исполнение. Пение кантов сопровождалось иногда звучанием рогового духового оркестра, стрельбой из пушек. В поэтическом тексте кантов очень часто восхвалялись величие Петра, его победы над врагами (например, шведами). У.: В самом начале урока звучала музыка в исполнении духового оркестра. Кто может мне сказать, что это было за произведение? Д.: В начале урока звучал петровский кант «Радуйся, Росско земле». У.: Какой теме посвящен данный кант? Д.: Кант посвящен победе Петра Первого над шведами («сокруши и шведску лву зубы изощрены»). У.: Исполним все вместе кант. Дети исполняют кант. Далее, учитель предлагает его исполнить в сопровождении фонограммы. У.: Но в поэтических текстах петровских кантов находили отражение многие стороны русской жизни эпохи Петра Первого. Сочинялись канты (а в переводе с латинского языка cantus переводится как «песня») и на морскую тематику («Буря море раздымает»), канты любовного и шутливого содержания. Но у вас было задание сочинить поэтические тексты к петровскому панегирическому канту, в котором бы нашли отражение такие темы как «Омск», «Школа», «Музыка». В тексте вам необходимо было точно передать образ, выразив его в характерной для данного жанра форме. Опрос желающих. Анализ представленных учащимися текстов. (Приводим ниже примеры некоторых творческих работ учащихся экспериментального класса).
Помимо поэтических, литературных форм работы на уроке мы активно применяли художественно-изобразительную деятельность. Примером тому может служить закрепление темы «Русское барокко» в разделе «Музыкальная культура России XVIII века. Эпоха Петра Великого». Учащимся предлагалось отправиться в путешествие на воображаемой машине времени в Россию начала XVIII столетия. С собой разрешалось брать только бумагу и краски, при помощи которых ребята должны были передать свои впечатления от путешествия. В качестве звукового стимулирующего материала был выбран Концерт для оркестра F-dur А. Корелли (1 часть). На работу отводилось 20 минут. В своих работах учащиеся отразили характерные особенности стиля барокко в архитектуре, костюмах, скульптуре. Работа выполнялась вдохновенно, с большим интересом. Практически все учащиеся справились с творческим заданием, которое было закреплено небольшим концертом, в духе петровских ассамблей. Учащиеся (ученики ДШИ) подготовили ряд фортепианных миниатюр композиторов эпохи барокко, несколько детей продемонстрировали фрагменты популярных в петровскую эпоху танцев (аллеманда, англез). Большую роль в усвоении учащимися материала по каждой теме сыграл специально разработанный видеокурс. Разработанная нами алгоритмическая модель стилевого воспитания младших подростков на интегрированном уроке музыки нашла свое подтверждение по результатам проводимой диагностики на начало и конец учебного года. При обобщении результатов эксперимента мы опирались в основном на данные диагностики поведенческого компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений; познавательных способностей, тестовых заданий, бесед, положительную динамику качества усвоенного материала. Таким образом, в результате проводимых исследований мы пришли к следующим выводам:
| |||||||||
Просмотров: 2389 | | |
Всего комментариев: 0 | |