Воскресенье, 05.05.2024, 17:21 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Публикации

Главная » Статьи » Мои статьи

СТИЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

С.Л. Долгушин

СТИЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

В УСЛОВИЯХ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

(по результатам исследования)

 

Стиль - одна из важнейших категорий искусствознания. Этим обу­слов­лены внимание и интерес к ней со стороны иссле­дователей - уче­ных-специа­листов в различных об­ластях художественного творче­ства.

Проблема стиля, оживленно обсуждавшаяся учеными на протяже­нии второй половины XX столетия с эстетических и искусствоведче­ских  пози­ции, в настоящее время приобретает актуальность и в педа­гогиче­ском кон­тексте, в том числе,  в области полихудожественного образования. В данной связи, художественное познание школьниками стилевого про­странства ис­кусства может осуществляться с нескольких позиций:

  • освоения социально-духовного опыта человечества и общест­венно-ис­торически обусловленной преемственности мировосприятия и мышления в его специфическом художественно-образном проявле­нии;
  • системной организованности, выражения типологи­че­ской общ­ности, через срав­нение, со­поставление и дифференциацию наблю­даемых явлений окружающей действительности; 
  • на уровне формирования творческого мышления в контексте тесного взаимодействия и интеграции различных видов искусств.

Вместе с тем на настоящем этапе научного осознания проблемы полиху­дожественного подхода к процессу школьного музыкального образования выявилось противоречие между необходимостью совер­шенствования путей и средств целенаправленного стилевого воспита­ния в условиях интегрирован­ного урока музыки и отсутствием сис­темы реализации этого процесса в обу­чении школьников.

В соответствие с исходным положением была определена цель нашего исследования, заключающаяся в разработке методов творче­ского ос­воения стилей младшими подростками  в процессе музыкаль­ной полихудо­жественной деятельности. В качестве инструмента ис­следования и способа достижения цели была избрана разработанная нами алгоритмическая модель учебного процесса. Система новых под­ходов, осуществляемая с по­мощью этой модели сводилась к ее стиле­вой ориентации в контексте творче­ского освоения единого художест­венного пространства.

Исходным моментом для разработки модели стало положение о том, что исторический путь развития теории и практики музыкального поли­художественного образования должен был привести к изменению его содер­жания и выявлению новых факторов оказывающих позитив­ное влияние на глубину и целостность художественного познания мира.

В условиях гуманизации образования, ставшей одной из ведущих тенден­ций в развитии современной общеобразовательной школы, важ­нейшая роль от­водится музыкальному воспитанию школьников.

Со времен античности известно о возможности использования музыки в нравственном, эстетическом, духовном воспитании, о силе эмоционального воздействия музыкального искусства на подрастаю­щее поколение. Действи­тельно, музыка способна воздействовать на разнообразные стороны жизнедея­тельности и мировоззрение форми­рующейся личности: музыкаль­ное искусство аккумулирует в себе во­просы, связанные с воспитанием нрав­ственности, пат­риотизма, нацио­нального самосознания, развитие эмоцио­нальности, познава­тельного интереса. Именно в эстетической среде форми­руются эмоционально-ценностные отношения ребенка с окружающим ми­ром.

Одним из важных и сложных вопросов музыкального воспитания в со­вре­менной общеобразовательной школе является формирование высоких ху­доже­ственных вкусов учащихся, выработка системы цен­ностей, соответст­вующих сегодняшнему дню.

Недооценка значения музыкального воспитания, недостаточное внима­ние к его проблемам ведет не только к слабым знаниям в об­ласти музыкаль­ного ис­кусства, но и к прогрессирующему ухудшению поведения подрас­тающего по­коления. Дефицит нравственно-эстетиче­ских чувств способен оказать отрица­тельное влияние на формирование личности. Не секрет, что музыкальное клас­сическое наследие является могучим стимулом духовного обогащения человека.

Чтобы полюбить, познать классическую музыку ее нужно как можно больше слушать. Но процесс познания осознается как ценность, если он явля­ется каждодневной потребностью, необходимостью. И если с детских лет не «открыть» для школьников волшебную страну му­зы­кальной классики, не при­вить жажду познания музыкального искусства, желание слушать уже слышан­ные или знакомиться с совершенно но­выми музыкальными произведениями, то ни о любви к классической музыке в будущем, ни о слушательской куль­туре, ни об эрудиции в  ис­ториче­ско-стилевом аспекте музыкальных явлений не может быть и речи.

Уроки музыки в общеобразовательной школе должны, в первую очередь, увлечь собственно звучащей музыкой. Именно увлечение рож­дает жа­жду зна­ния, потребность в них. Воспитание слушательской куль­туры воспри­ятия музыки, желания позна­вать, понимать, ценить произ­ведения музыкальной классики – одна из наиглав­нейших задач музы­кального образо­вания. Мир му­зыкальной классики воздействует специ­фическим образом, ори­ен­тируя на цен­ностные идеалы и поведение, за­крепляя нравственные прин­ципы и нормы во внутреннем мире человека в форме знаний, чувств, убежде­ний; вос­питывая без скучных наставле­ний и нравоучений, внося гармонию и красоту в духовный мир лично­сти, делая его прекрасным. Где бессильны слова, там клас­сическая му­зыка своим звучанием органично заполнит пустоту человеческой души, по­может понять смысл жизненных явлений, поступков людей, вызовет благород­ные, возвышенные мысли и чувства. Несмотря на то, что в про­граммах по предмету «Музыка» отводиться зна­чительное место класси­ческому наследию Мировой культуры, существует мне­ние, что все-таки уроки музыки, в первую очередь, дают учащимся отдых, раз­влечение, эмо­циональную разгрузку, не тре­буют определенных затрат умствен­ных и физи­ческих сил, таким образом, явля­ясь второстепенной дисциплиной в общеобра­зовательных учебных заведениях. В связи с этим проявля­ется пренеб­режи­тельное отношение к уроку музыки как занятию не­серьезному, развлека­тельно-необязательному. К сожалению, и огра­ни­ченность времени до одного часа в неделю мало способствует приобще­нию к музыкальной классике.

В настоящее время урок музыки рассматривается как урок искус­ства, на котором перед учителем стоят масштабные задачи: с одной стороны, по оп­реде­лению Д.Б. Кабалевского, «ввести детей и подрост­ков в мир “большой”, серьез­ной музыки», и, с другой стороны, развить знания, умения и навыки, без кото­рых невозможно освоение музы­кального искусства и музыкально-творческих способностей, без кото­рых невозможна музыкально-практическая деятельность.

Можно ли решать поставленные задачи за один час в неделю; с творче­скими заданиями познать «мир “большой”, серьезной музыки»?

Безусловно, детское творчество – необходимая и интересная, как для уча­щихся, так и для учителя, работа на уроке, которая дает воз­можность учащимся настроиться на творческий лад, проявить себя в различных видах музыкальной деятельности: (до-) сочинении музыки, освоении музыкальной грамоты, импро­визации, разучивании и испол­нении песен и т.п. Таким обра­зом, перед учителем стоит сложная за­дача: пробудить и развить творческий потенциал каждого ре­бенка. Но преподаватель музыки должен успеть пре­поднести и музыкально-ис­торические знания.

Многие учителя музыки считают, что невозможно за короткое время урока проникнуться той завораживающей силой искусства, ко­торую несет в себе му­зыкальное наследие классики, а тем более про­следить тесную взаимо­связь с другими общеобразовательными пред­метами (ИЗО, поэзией, литературой, ис­торией). Также необходимо успеть, не только понять смысл услышанного музы­кального произве­дения и комментарии к нему учителя, но и прочувст­вовать его «серд­цем». Ведь глубокие чувства не возникают наспех, а для ро­ждения эстети­ческих чувств необходим определенный настрой, волшебная атмосфера, сею­щая зерно прекрасного в душу каждого школьника. Слова Д.Б. Кабалевского о том, что запомнить в музыке можно только то, что «по­нятно и эмоционально прочувствованно» для сегодняшнего понимания мето­дики преподавания музыкального искусства очень важны. Как же можно по­нять и прочувствовать то, что в школе не предлагается программой на заня­тиях музыки?

Одухотворенной ли личностью выходит учащийся из современ­ной обще­образовательной школы?

Действительно ли это молодой человек, познавший искусство, разбираю­щийся в нем, с одной стороны, и человек с развитым творче­ским началом, с другой?

Заканчивая школу, многие ребята отмечают, что не умеют петь, не разби­раются в искусстве.

Но эти знания может и должна давать общеобразовательная школа. Если разговор идет о значимости музыкального воспитания, то необходимо поду­мать о более глубоком духовном, целенаправленном воздействии не на бу­маге, а в реальных условиях школы на учащихся посредством музыкального искусства.

Только школа может научить восторгаться подлинными шедев­рами Ми­ро­вой культуры, помочь не только прикоснуться к «жемчу­жинам» Мировой клас­сики, но и привить огромную любовь к ним на всю жизнь. В связи с вы­шеизло­женным, можно сделать следующие выводы:

– во-первых, урок музыки должен быть  уроком музыкального творче­ства, где учащиеся могли бы учиться петь, импровизировать, давать волю своей фантазии в музыкально-практической деятельности, изучать основы музыкальной грамоты и т.д.;

– во-вторых, в уроке музыки должен быть раздел истории музы­кального искусства, на котором школьни­кам была бы предоставлена возможность уз­навать о творчестве крупнейших композиторов, полу­чать сведения о тенден­ции развития музыкальной культуры, о важ­нейших художественных стилях, о музыкальных жанрах.

Изучение истории музыки создаст реальные предпосылки для фор­миро­вания в рамках современной общеобразовательной школы целостного му­зы­кального воспитания, способствующего постоянному духовно-нравствен­ному совершенствованию школьников.

Таким образом, воспитание подрастающего поколения во многом за­ви­сит от постановки учебно-воспитательного процесса в общеобразова­тельной школе, от повышения роли и значимости музыкально-эстетиче­ского образо­вания, акти­визации образовательного воздействия высокоху­дожественных произведений искусства на молодежь.

Разработанная нами авторская программа «Музыка моей от­чизны» (5 класс) направлена на расширение опыта эмоционально-цен­ност­ного отношения младших подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навы­ков, приобретенных в начальной школе.

Особое значение в 5 классе приобретает развитие индивидуально-лич­ност­ного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке в кон­тексте с другими видами искусства, художественного мышления, формиро­вание пред­ставления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной ху­дожественной картины мира, воспитание потребности в му­зыкальном само­образова­нии.

Среди других задач программы:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духов­ной культуры;
  • развитие музыкальности;  продуктивных творческих  способно­стей и творческого воображения, восприимчивости и способ­ности к сопереживанию; об­разного и ассоциативного мышления;
  • освоение музыки и знаний о музыке, ее  интонационно-образ­ной при­роде, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; об особенностях исто­рического становления отечественной музыкальной культуры; о взаи­мосвязи музыки с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой, полихудожественной деятельности: в слушании му­зыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную за­пись), инструменталь­ном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений, изобразительной деятельности («музыкальная графика», «звукоожив­ление» зрительного образа), поэтиче­ском и литературном творчестве;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке,  музыкальному ис­кус­ству своего народа; музыкального вкуса учащихся; потреб­ности в са­мо­стоятельном общении с высокохудожест­венной музыкой и музы­каль­ном самообразовании; эмоционально-ценно­стного отношения к музыке и ис­кусству в целом; слушательской и испол­нительской культуры уча­щихся.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к му­зыке и знаний музыки в контексте других видов искусства в период обучения осу­ще­ствляется в первую очередь за счет расширения диапа­зона изучаемых произ­ведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представле­ния в му­зыкальном репертуаре образцов народной, профессиональной классической  музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной рели­гиозной музыки рассматриваются в куль­турологическом аспекте.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара и иллюст­ративного материала программы пре­дусматривалась его ориентация: на полихудожественный подход к музыкальному образованию, на раз­витие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку и их эмоцио­нально-ценностного отношения к искус­ству; на раскрытие интонаци­онной природы различных видов искусства (му­зыка – изобразительное искусство – балет – поэзия, литература), их содержательного смысла; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально слухового фонда учащихся, включения в него музыки различных на­правлений, стилей и школ.

Особое приоритетное значение приобретают знания о музыке, раскры­ваю­щие интонационную, жанровую, стилевую основы музы­кального искус­ства, многогранность связей различных видов искусств и музыки. В число музыкаль­ных знаний входят также знания о творче­стве композито­ров, ис­полнителей, о способах овладения различными видами музыкальной дея­тельности.

В программе выделяется и группа музыкально-исторических зна­ний, а также знаний о преобразующей силе музыки, ее воздействии на личность и об­щество, о музыкальной жизни нашей страны в целом и омского региона, в част­ности. 

В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и от­вечающих их при­роде.

В слушательской деятельности это умения:

  • воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откли­каться на содержание услышанного произведения;
  • характеризовать свое внутреннее состояние после его прослу­шива­ния, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музы­кой;
  • дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике, по­этиче­ском и литературном творчестве и т.д.) характеристику прослу­шанного про­изведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса раз­вития музыкального образа и музыкальной драматургии данного про­изведения, его интонационных, жан­ровых и стилевых особенностей;
  • выявлять общее и различное между прослушанным произведе­нием и другими музыкальными произведениями того же автора, сочи­нениями дру­гих композиторов, с произведениями других видов искус­ства и жизненными истоками;

В исполнительских видах музыкальной деятельности обознача­ются умения,  связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластиче­ском интонирова­нии). На первый план выступают умения представ­лять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.

К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и испол­няемых произведений, относятся также умения:

  • интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно испол­нить про­изведение (при пении соло, в музыкально-пластической дея­тельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнитель­ской трактовке;
  • предложить свой вариант (варианты) исполнительской трак­товки од­ного и того же произведения;
  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем ис­полнении.

В музыкально-композиционном творчестве предусматривается форми­рование умений импровизировать и сочинять музыку по задан­ным учителем параметрам: ритмическим, мелодико-ритмическим, синтаксическим, жан­рово-стилевым, фактурным и другим моделям, а также без них.

Наряду с умениями в программе очерчивается круг музыкальных
навыков, формируемых в исполнительских видах музыкальной дея­тельности, а также в музыкально-слушательской деятельности.

Опыт продуктивно-творческой деятельности приобретается уча­щимися в различных видах художественной деятельности: музыкаль­ной (в процессе слу­шания музыки, в вокально-хоровом и инструмен­тальном исполнении, в му­зыкально-пластической деятельности, музы­кальных импровизациях и сочи­нении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искус­ства, с историей, жизнью), художест­венно-изобразительной, а также  танце, поэтическом и литературном творчестве.

Одной из содержательных линий программы является установка на под­готовку учащихся к музыкальному самообразованию, без ко­торого невоз­можно становление культурно образованного человека. Му­зыкальное самооб­разование реализуется в про­грамме в виде со­держательных дидакти­ческих единиц (предусматривающих самостоя­тельную творческую по ха­рактеру ра­боту учащихся по обо­гащению того ма­териала, который имел ме­сто на музы­каль­ных инте­гративных заня­тиях под руководством учителя) и в виде требо­ваний к уровню под­готовки учащихся, направленных на приоб­ретение ими знаний, умений и на­выков самостоятель­ной работы в области музы­кального са­мообразования.

Концептуальным «ядром» программы являются представления уча­щихся о богатстве и многообразии художественной жизни своей страны во всех ее проявлениях, в том числе - выдающихся отечествен­ных композито­рах, исполнителях и исполнительских коллективах, из­вестных отечественных музыкальных театрах. Дальнейшее расшире­ние и углубление учеб­ного мате­риала осуществляется путем обогаще­ния полученных учащимися представ­лений о музыкальной жизни Рос­сии,  своего родного края.

Полихудожественный подход к процессу музыкального образова­ния школьников в условиях обозначенной программы создает благо­датную почву для комплексного освоения художе­ственного стиля на уроках музыки. Глав­ным инструментом такого освоения являются разнообразные виды творче­ских заданий, формы проведения урока, спе­циально подобранный дидакти­че­ский материал. Здесь уместно привести слова известных педагогов «Каж­дый узнает лишь то, что сам попробует сде­лать» (Песталоцци), «мы познаем лишь постольку, поскольку сами делаем» (Новалис). Эти два оттенка одной и той же мысли являются ос­новополагаю­щими в стилевом воспитании уча­щихся. Именно детское творчество, собст­венные оригинальные находки на уроке соз­дают атмо­сферу радости, форми­руют личность, стимулируют по­знавательные спо­собности учащихся. Но данный процесс должен быть сба­лансирован ана­ли­тическим подходом к ис­торическим особенностям художе­ственного стиля в различных видах искус­ства в общности и различии их про­явле­ний. Совокуп­ность данных направле­ний с их культурологической оцен­кой дает нам право предположить, что «стилевое по­гружение в эпоху» окажется эффективной педагогической технологией целостного познания младшими подростками художественного пространства в рамках интег­рированного  урока музыки.

Достижение целостности предлагалось по нескольким парамет­рам:

  • на уровне общности стилевых проявлений музыки с другими видами искусства;
  • на уровне отражения элементов музыкальной организации в со­держа­нии слуховых ощущений;
  • на уровне взаимодействия двух сторон слуха – аналитической интона­ционной, учитывающей все свойства звучащего материала;
  •  на уровне взаимопроникновения типов восприятия компо­зитор­ского – исполнительского – слушательского;
  • и, наконец, на уровне креативного освоения младшими подрост­ками полихудожественного пространства.

Данные параметры нашли отражение в методах стилевого вос­питания учащихся, составляющих в своей совокупности обозначен­ную выше педаго­гическую технологию.

Метод музыкально-слухового анализа. В наше время, характеризующееся развитием многообразных видов тех­ни­ческих средств, способных воспроизводить музыку, поток музыкальной ин­фор­мации практически безграничен. Тем важнее становится проблема ор­гани­зация целенаправленного слушания музыки, помогающей не только формиро­вать избирательность потребления музыкальных впечатлений в со­ответствии с уровнем воспитанного художественного вкуса, но и нака­пли­вать интонаци­онно-слуховой фонд.

Принцип накопления интонационных оборотов подразумевает вхо­жде­ние    учащихся   в    интонационную   сферу   музыкального искус­ства, по­полнение фонда интонационных оборотов, характерных для инди­видуаль­ного компози­торского стиля, национальных и компо­зиторских школ, а также способность учащихся к обобщению и выде­лению этих интонационных обо­ротов из огром­ного потока музыки. Этот принцип доминирует в процессе «интонационно-сти­левого ана­лиза» (Е.Д. Крит­ская). Музыка - искусство об­разно-интонационное по сути, поэтому, му­зыкально-стилевой опыт школь­ников - это, пре­жде всего, опыт интонаци­онный, а затем уже понятийный и термино­логический, где сред­ства выра­зительности, на который опирается стилевой анализ, служат для рас­кры­тия образной системы произведе­ния. Принцип накопления интонацион­ных оборотов помогает обрести и, в про­цессе стилевого развития, расши­рять слуша­тельский фонд, музыкальный опыт учащихся.

Реализация принципа тематизма на основе концепций полихудо­жест­венного образования и развивающего обучения подразумевает в рамках авторской про­граммы по музыке развитие чувства стиля у младших подро­стков на всех этапах обучения (с 1-го по 8-й класс). Процесс стилевого воспитания школь­ников не может быть ограничен временными рамками и не является отдель­ной темой учебного плана. Практическая реали­зация этого принципа подра­зумевает отбор произ­веде­ний, в которых наиболее ярко представлены харак­терные стили­стические черты от­дельных композиторов, композиторских и нацио­нальных школ. При поэтапном развертывании данного принципа в ра­боте учителя музыки у уча­щихся развивается способность определять автора незнакомой музыки на слух по характерным стилевым чертам. Опора на кон­цеп­цию развивающего обучения В. В. Давыдова способ­ствует развитию у де­тей стилевого осмысле­ния музыки в неразрывном «триединстве» видов дея­тельности - композитора, исполнителя, слу­шателя. Это обеспечивает целост­ность процесса и резуль­тата стиле­вого развития младших подростков. Осно­вой данного прин­ципа явля­ется рефлексия или «исследование природы са­мих понятий» (В.В. Да­выдов). Вышеизложенный принцип стилевого воспи­тания младших подро­стков на уроках музыки подразумевает развитие у уча­щихся спо­собности к анализу, синтезу, абстрагированию и другим сложным мыслительным про­цессам, в частности «симфоничности» мышления.

Проверка уровня слушательского опыта учащихся осуществля­ется на музыкальных викторинах (обобщение каждой пройденной темы).

Метод комплексного стилевого анализа. Инто­национность художественной сферы каждого из видов искусств обу­славливает следующий принцип стилевого воспитания младших подро­ст­ков на уроках музыки, - принцип интеграции. Именно данный прин­цип явился ба­зовым для разработки метода комплексного стилевого анализа. Интеграция музыки с другими видами искусства служит для наиболее пол­ного раскрытия художест­венного мира композитора. Пре­ломление социо­культурных, индиви­дуальных, исторических и смысло­вых критериев в «ин­терьере» эпохи и их ин­теграция в авторском за­мысле - есть побуждающий мотив для создания того или иного творе­ния. Принцип интеграции помогает учащимся восстановить всю цепь взаимосвязанных процессов, при­нимаю­щих участие в зарождении и становлении стиля, а также слу­жит для наиболее полной оптимизации стиле­вого воспитания младших подростков на уроках музыки.

Именно триединство принципов стилевого воспитания младших подрост­ков на уроках музыки - принцип накопления интонационных оборо­тов, принцип те­матизма в опоре на концепцию развивающего обу­чения, принцип интегра­ции, - должны опираться в своей основе на ме­тодологиче­скую базу музы­кальной педагогики, которая отвечает са­мой природе искус­ства. Комплекс данных принципов стилевого вос­питания младших подрост­ков на уроках му­зыки позволяет поднять уро­вень мыс­лительных процессов учащихся на вы­сокий уровень - уровень фило­софского осмысления жизни через музыкаль­ное искус­ство..

Метод творческих заданий. Данный метод является эффективным инструментом педагогического воз­действия на активное развитие творческого потенциала личности ребенка, его художе­ствен­ных и познавательных способностей. В рамках стилевого подхода к му­зыкальному полихудожественному образованию его цель за­ключа­ется в ор­ганизации и стимулировании креативной деятельности уча­щихся  в процессе творческого постижения (на уроке или в ходе вы­полнения домашних заданий), характерных особенностей определен­ных художе­ствен­ных стилей в различных видах искусства: музыке, изобразительном ис­кус­стве, поэзии, литература и т.д.

Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов дей­ствий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение но­вых признаков изучаемого объекта; преобразование извест­ных способов дея­тельности и самостоятельное создание новых); раз­витие качеств ума, мысли­тельных навыков, формирование познава­тельных умений; обучение уча­щихся приемам активного познаватель­ного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации, мотивации достижения.

Применяется данный метод как при изучении нового материала, так и при совершенствовании ранее усвоенных знаний с целью обоб­щения полу­ченных ранее впечатлений, стимулирования многоаспект­ного осмысления явлений, самостоятельного поиска учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали.

В большой степени применение этого метода зависит от уровня обучен­ности и развития учащихся, особенно от сформированности их познаватель­ных умений. Приведем примеры некоторых творческих заданий в контексте обобщающего урока по теме «Музыкальная куль­тура петровской эпохи» в 5 классе.

 

Вход в класс. (Музыкальный материал: Петровский кант «Радуйся, Росско земле» в исполнении духового оркестра)

Музыкальное приветствие. («Здравствуйте») на интонации кварты.

Учащиеся садятся.

Учитель: Ребята, что вам показалось знакомым в музыке при входе в класс и нашем музыкальном приветствии? Если точнее, то какая интонация объединяет эти два музы­кальных построения?

Дети: Интонация кварты.

У.: С каким настроением звучит данная интонация?

Д.: Призывно, торжественно.

У.: А кто может найти на фортепиано восходящую кварту?

(Вызывает к инструменту желающих).

У.: Кто мне может сказать, каким образом увязывается данное музыкальное понятие с темой нашего урока?

Д.: Интонация кварты была очень характерна для жанра «виватного», панеги­риче­ского  канта, популярного в эпоху Петра Первого.

У.:  Что же было наиболее характерным для канта, помимо квартовой инто­нации?

Д.: Трехголосное ис­полнение. Пение кантов сопровождалось иногда звуча­нием рогового духового орке­стра, стрельбой из пушек. В поэтическом тексте кан­тов очень часто восхвалялись величие Петра, его победы над врагами (например, шведами).

У.: В самом начале урока звучала музыка в исполнении духового оркестра. Кто мо­жет мне сказать, что это было за произведение?

Д.:  В начале урока звучал петровский кант «Радуйся, Росско земле».

У.: Какой теме посвящен данный кант?

Д.: Кант посвящен победе Петра Первого над шведами («сокруши и шведску лву зубы изо­щрены»).

У.: Исполним все вместе кант.

Дети исполняют кант. Далее, учитель предлагает его исполнить в сопрово­ждении фонограммы.

У.: Но в поэтических текстах петровских кантов находили отражение многие сто­роны русской жизни эпохи Петра Первого. Сочинялись канты (а в переводе с латинского языка cantus переводится как «песня») и на морскую тематику («Буря море раздымает»), канты любовного и шутливого содержания. Но у вас было зада­ние сочинить поэтические тексты к петровскому панегирическому канту, в котором  бы нашли отражение такие темы как «Омск», «Школа», «Музыка». В тексте вам необходимо было точно передать образ, выразив его в характерной для данного жанра форме.

Опрос желающих. Анализ представленных учащимися текстов.

(Приводим ниже примеры некоторых творческих работ учащихся эксперимен­тального класса).

 

Омск, ты – город мой родной,

Жизнь моя связана с тобой!

Лучший город ты на свете -

Это знают даже дети!

Твои дороги, твои леса…

         Мой милый Омск, восхищаюсь тобой!

         Твое солнце и небеса…

         Мой милый Омск, мой любимый, родной!

Вероника А.

Омск, ты один на всей планете,

Здесь живут лучшие дети,

Лучшие мамы и лучшие папы.

Это – супер город прямо.

Омск, любимый город мой

Во мне все связано с тобой:

Омская улица, любимый дом.

Как хорошо в Омске родном!

Ира Р.

 

 

 

Омск, мой милый город Омск,

Твои границы очень велики,

Про тебя поются песни

И слагаются стихи.

Женя К.

Город Омск, он лучше всех,

Он красивый и желанный.

Его во всем ожидает успех,

Большой успех, долгожданный.

Дима Н.

 

Омск, любимый город,

Ты всегда так молод.

Лучший город ты в стране,

Ты всегда живешь во мне.

 

Катя С.

Омск, любимый город Омск,

Город мудрый и красивый,

Где сугробам нет конца и края:

Повыпали снега на родине моей.

Я их люблю за то, за что сама не знаю.

Ламия Г.

 

Школу нашу люблю я,

Школа лучшая моя,

Процветай, расти, цвети,

Радость нам ты приноси!

 

Акулич Вероника

Ты – Музыка, счастье в наш дом принеси,

Тревоги, невзгоды от нас отведи!

Пусть солнцем наполнятся наши сердца

И этому свету не будет конца!

Рябова Оля

 

Помимо поэтических, литературных форм работы на уроке мы ак­тивно применяли художественно-изобразительную деятельность. Приме­ром тому может служить закрепление темы «Русское барокко» в разделе «Музыкальная культура России XVIII века. Эпоха Петра Великого».

Учащимся предлага­лось отправиться в путешествие на воображае­мой машине времени в Россию начала XVIII столетия. С собой разреша­лось брать только бумагу и краски, при по­мощи которых ребята должны были передать свои впечатления от пу­тешествия. В качестве звукового стимулирующего материала был выбран Концерт для ор­кестра F-dur А. Корелли (1 часть). На работу отводилось 20 минут.

В своих работах учащиеся отразили характерные особенности стиля ба­рокко в архитектуре, костюмах, скульптуре. Работа выполня­лась вдохно­венно, с большим интересом.

Практически все учащиеся справились с творческим заданием, которое было закреплено небольшим концертом, в духе петровских ассамблей. Учащиеся (ученики ДШИ) подго­товили ряд фортепианных миниатюр композиторов эпохи барокко, не­сколько детей продемонст­рировали фрагменты популярных в петровскую эпоху танцев (алле­манда, англез).

Большую роль в усвоении учащимися материала по каждой теме сыграл специально разработанный видеокурс.

Разработанная нами алгоритмическая модель стилевого воспита­ния младших подростков на интегрированном уроке музыки нашла свое подтверждение по результатам проводимой диагностики на на­чало и конец учебного года. При обобщении результатов эксперимента мы опирались в основном на данные диагностики поведенческого компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убежде­ний; познавательных способностей, тестовых заданий, бесед, положи­тельную динамику  качества усвоенного материала.

Таким образом, в результате проводимых исследований мы при­шли к следующим выводам:

  1. Стилевое воспитание является неотъемлемой и важной частью полихудожественного подхода к музыкальному образованию младших подростков.
  2. В процессе изучения проблемы были выявлены пути активиза­ции продуктивных форм творчества младших подростков в контексте разработанной модели стилевого освоения единого художественного пространства.
  3. Педагогическая технология «стилевого погружения в историче­скую эпоху», как совокупность методов музыкально-слухо­вого анализа, комплексного стилевого анализа и метода творческих заданий, является эффективной в практике стилевого воспитания на уроках музыки.
  4. Авторская интегрированная программа по музыке, базируясь на концепциях полихудожественного воспитания Б.П. Юсова и разви­вающего обучения В.В. Давыдова, создает благоприятные условия для стилевого подхода к музыкальному полихудожественному образова­нию младших подростков.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sdol (09.04.2014) | Автор: Долгушин Сергей Львович E
Просмотров: 2389 | Теги: полихудожественный подход, интеграция видов искусства, урок музыки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]