Омское региональное общественное учреждение
Научно-методический центр творческого развития детей
"МИР МУЗЫКИ"
Публикации
Главная » Статьи » Мои статьи |
П. З. Феттер, С. Л. Долгушин ОМСК МУЗЫКАЛЬНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ Период, переживаемый сегодня российским искусством, образованием, равно как и всей культурой в целом, может быть обозначен как период глубоких, в ряде случаев – коренных преобразований. С вполне осязаемого прошлого российское художественное творчество пребывает в ситуации творческой свободы, не скованной цензурными запретами, эстетическими ограничениями. В содержании соответствующих материалов и документов последних лет, в частности, в программном документе, озаглавленном «Художник и государство: формы и принципы взаимоотношений на современном этапе», подготовленном к заседанию при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, красной нитью очерчена мысль о ничем не заменимом значении современного искусства, призванного формировать самые глубокие личностные качества человека сегодняшнего дня, его духовный мир и нравственные идеалы. Многие наболевшие вопросы и проблемы сегодняшнего дня, относящиеся к сфере искусства, как профессионального, так и самодеятельного, с необходимостью требуют глубокого осмысления его сущности с позиций современных реалий, его преобразующей роли в жизнедеятельности всего общества и отдельной личности, значения в воспитательной и образовательной сферах в отношении к подрастающему поколению. Сказанное всецело относится и к специфической области музыкального искусства, едва ли не самого популярного и востребованного современным человеком, особенно молодежью и подростками, черпающими из него для себя наиболее актуальные на сегодняшний день ценности и идеалы. В свете этого чрезвычайно актуальным является целостное, концептуальное осмысление сущности, значения и роли современного музыкального искусства в становлении и развитии нового мышления, положительным образом влияющего на процессы деятельности, ориентирующего на активное преобразование действительности в соответствии со стратегическими целями реформ в стране, нравственного и духовного возрождения личности и общества. В контексте сказанного выше представляется актуальным рассмотрение региональных возможностей решения задач музыкального образования и воспитания подрастающего поколения, профессиональной подготовки педагогов-музыкантов, в нашем случае, на примере города Омска. В свете этого, как представляется, чрезвычайно важны связи прошлого и настоящего, на базе которых возможно выявление и обоснование дальнейших перспектив музыкального и музыкально-педагогического образования в Омске. Омский регион имеет богатую историю, связанную с музыкальным искусством и музыкальным образованием. Своими корнями она уходит ко второй половине XVIII столетия, к периоду открытия в Омске Главной гарнизонной школы для казачьих и драгунских детей (с преподаванием игры на барабане и флейте) и организации гарнизонного военного духового оркестра. Большое влияние на развитие музыкальной культуры Омска первой половины XIX столетия оказали ссыльные польские военнопленные, среди которых было много высококультурных людей, музыкантов, получивших образование в консерваториях и музыкальных академиях Европы: пианист, дирижер, композитор Констанций Волицкий, скрипач-виртуоз Юлиан Росцишевский и мн. др. Открытие в Омске в 1875 году отделения Императорского Русского Музыкального Общества (ИРМО) положило начало проведению камерных и симфонических концертов, участниками которых были профессиональные исполнители, в основном – музыканты Сибирского казачьего оркестра (капельмейстер – И. Гровес, выпускник Брюссельской консерватории). Среди обязанностей руководства Омского отделения ИРМО было осуществление контроля над высоким профессиональным уровнем исполнения концертных программ, их доступностью и художественной ценностью. В концертах звучали фортепианные сочинения Л. В. Бетховена, Ф. Листа, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, произведения с участием симфонического оркестра (Концерт для скрипки с оркестром №1 А. Вьетана, Концерт для фортепиано с оркестром А. Литольфа и др.), хора и оркестра (например, крупные сцены из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки и др.). Неотъемлемой частью музыкальной жизни Омска конца XIX столетия были концерты духовной музыки. В их проведении принимали участие солисты, сводный хор женской и мужской гимназий под управлением А. Васильева, струнная группа Сибирского казачьего оркестра под управлением И. Гровеса и Ф. Брусницына. В программе звучали произведения Д. Бортнянского, А. Веделя, Ф. Львова, П. Турчанинова и др., в том числе Й. Гайдна («Семь слов Спасителя на кресте»), Г. Форе («Круцификсус») и др. В 1909 году при Омском отделении ИРМО открылись Платные музыкальные классы, которые возглавил выпускник Санкт-Петербургской консерватории Отто Вильгельм Карл. Учащимся преподавались следующие дисциплины: специальное фортепиано, теория музыки, пение, скрипка, духовые инструменты. В 1910 году из местных профессиональных музыкантов в количестве тридцати пяти человек был организован симфонический оркестр (руководитель и дирижер О. Карл). В репертуарном списке оркестра, в частности, были представлены Симфония №6 Л. в. Бетховена, Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» Ф. Мендельсона, Торжественная увертюра А. Глазунова и др. Плодотворная творческая деятельность омских музыкантов, их высокий профессиональный уровень создали предпосылки к организации в городе Филармонического общества. В 1913 году оно проводит свой первый концерт камерной музыки: в программе такие произведения русских и зарубежных композиторов, как Соната для скрипки и фортепиано А. Рубинштейна, Соната для виолончели и фортепиано С. Рахманинова, Фортепианное трио Р. Шумана и др. В 1916 году на базе Омского филармонического общества открываются Музыкальные классы, ставившие своей целью подготовку профессиональных музыкальных кадров. В дальнейшем в 1922 году на базе Музыкальных классов Омского отделения ИРМО и Филармонического общества откроется Омский музыкальный техникум (ныне – Омское музыкальное училище им. В. Я. Шебалина). Преподавательский состав включал опытнейших и талантливых музыкантов: специальное фортепиано преподавали В. Б. Померанцев, О. И. Кадыш, М. Э. Шестакова, игре на скрипке обучал И. М. Мариупольский, виолончели – И. Л. Дисман, курс элементарной теории музыки и гармонии вел В. К. Романов, духовые инструменты и класс оркестровой игры были в ведении А. Б. Дискина, класс вокала вела М. К. Павловская-Скалозубова и др. К 1916 году в Омске насчитывалось четыре учебных заведения, занимавшихся профессиональной подготовкой музыкантов: Платные музыкальные классы при Омском отделении ИРМО, Музыкальные классы при Омском филармоническом обществе, кроме того, частные музыкальные школы Г. И. Тучинского и О. Д. Семеновой. В послереволюционный период одним из центров музыкальной культуры города стал Омский музыкальный техникум. Среди его воспитанников много известных имен: В. Я. Шебалин, Д. Я. Пантофель-Нечецкая, В. В. Бунин, Л. М. Аустер, Б. Г. Ерзакович, Ю. И. Янкелевич и мн. др. В первое десятилетие после его основания здесь работали замечательные педагоги: ученик Р. М. Глиэра – М. И. Невитов, А. А. Берлин, А. П. Боначич, а также О. Д. Семенова, О. И. Кадыш, Б. В. Померанцев, О. С. Игнатович, М. М. Карчевская и др. Следует особо отметить, что педагоги-музыканты Омска, большинство из которых являлись высококвалифицированными специалистами, одновременно вели интенсивную концертную деятельность. С момента постановки музыкальных техникумов на государственный бюджет появилась реальная возможность не только качественно улучшить состав учащихся, но и провести полную профессионализацию обучения. Большим достижением в данном контексте можно считать то, что к концу 20-х гг. ХХ в. в музыкальных учебных заведениях были введены единые учебные планы и упорядочилась структура музыкального образования (так, например, с 1933 года четырехлетние музыкальные школы были преобразованы в семилетние). К середине же 70-х годов система музыкального образования в Омске и Омской области складывается следующим образом: в качестве низшей образовательной ступени выступают семилетние музыкальные школы, целью которых является общее музыкальное образование и выявление наиболее способных учащихся, имеющих возможности и желающих получить специальное музыкальное образование. Среди музыкально-образовательных учреждений, функционирующих в настоящее время в Омске, в первую очередь следует охарактеризовать высшие учебные заведения данного профиля. С 1999 года в составе Омского государственного университета им. Ф М Достоевского функционирует факультет культуры и искусств, преобразованный на базе омского филиала Алтайского государственного института культуры, открытого в городе в 1983 году. На сегодняшний день на обозначенном факультете производится профессиональная подготовка по следующим музыкальным специальностям: «Инструментальное исполнительство» со специализациями «Народные инструменты» и «Оркестровые и струнные инструменты», «Музыкальное образование», «Народное художественное творчество» со специализациями «Академический хор», «Народный хор» и мн. др. Среди выпускников факультета – солисты Омской областной филармонии Н. Комарова, Н. Гордеев, И. Плотникова, Н. Семерьянова и др. Многие выпускники являются участниками Омского русского народного хора, фольклорного ансамбля «Звонница», камерного муниципального оркестра «Лад», хормейстерами различных учебных заведений, самодеятельных хоровых коллективов и пр. На музыкальном отделении факультета искусств Омского государственного педагогического университета осуществляется подготовка студентов дневного и заочного отделений по специальности «Музыкальное образование». Открытие данной специальности детерминировано высокой потребностью в специалистах с высшим профессиональным образованием – учителях музыки общеобразовательных школ, других учреждений общеобразовательного типа, преподавателях музыки школ искусств, музыкальных школ города Омска и Омской области, домов и дворцов творчества. Следует отметить, что профессиональная подготовка учителей музыки для общеобразовательных учреждений ранее в регионе осуществлялась только в рамках среднего специального образования, и, преимущественно, данную подготовку осуществлял Музыкально-педагогический колледж города Омска. Студенты, получившие среднее профессиональное образование в указанном колледже, с 1998 года приобрели возможность продолжения образования на второй ступени в Омском государственном педагогическом университете. Музыкальное отделение факультета искусств предоставляет также образовательные услуги в рамках получения высшего профессионального образования для лиц, имеющих среднее профессиональное образование в сокращенные сроки. Особая гордость отделения – открытие в недалеком прошлом весьма востребованной специальности «Музыкально-компьютерные технологии» и одноименной магистратуры. На музыкальном отделении факультета искусств также имеется возможность для студентов в получении следующих специализаций: «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников», «Аранжировка музыки на персональном компьютере, синтезаторе», «Музыкальный инструмент и концертмейстерство», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Музыкальный фольклор». Кафедра теории и методики музыкально-эстетического воспитания – выпускающая кафедра музыкального отделения – вот уже в течение более десяти лет осуществляет работу в формате научно-практических конференций и обучающих семинаров с учителями, педагогами системы дополнительного образования, входящими в Ассоциацию учителей музыки г. Омска и Омской области. Среди профессиональных средних учебных заведений г. Омска, осуществляющих музыкально-образовательную деятельность, следует, прежде всего, назвать музыкальное училище им. В.Я. Шебалина. Музыкальное училище реализует четыре следующие образовательные программы по специальностям: инструментальное исполнительство, академическое пение, хоровое дирижирование и теория музыки. Доказательством высокого уровня музыкально-профессиональной подготовки выпускников является достаточно высокий их процент, продолжающий профессиональное становление в престижных высших учебных заведениях страны, среди которых следует назвать, в первую очередь, Российскую академию музыки им. Гнесиных, Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского, консерватории Санкт-Петербурга, Новосибирска, Магнитогорска и др. Большой вклад в развитие профессионального музыкального образования вносит экспериментальная детская музыкальная школа Омской области, являя собой не только образовательное учреждение, но и творческую лабораторию инновационных современных технологий в области музыкального обучения детей и взрослых, успешно пропагандируя и расширяя опыт своей работы не только в омском регионе, но и за его пределами. С методиками и технологиями школы («Хроморяд Белецкого» и др.) знакомы во многих субъектах Российской Федерации, ближнем (Казахстан) и дальнем зарубежье (США, Бельгия, Германия, Франция). Призовые места на разного рода образовательных технологических выставках и симпозиумах подтверждают как высокий уровень музыкально-образовательных технологий и разработок указанной школы, так и их действенное значение в аспекте музыкального образования и развития личности на современном этапе и в будущем. Здесь хотелось бы указать на достаточно высокий потенциал омских ученых и педагогов-новаторов в области разработки и реализации инновационных музыкально-педагогических технологий, направленных на эффективное развитие творческого потенциала личности учащегося. Данная тенденция приобретает особую значимость в то время, когда в значительной степени актуализируется формирование и развитие творческого потенциала личности как одного из главных условий социокультурного прогресса. В свете сказанного весомую роль играет сегодня научно-методическая и музыкально-просветительская деятельность Омского регионального центра творческого развития детей «Мир музыки». Его учредителями стали ведущие ученые и педагоги-новаторы Омска в области общего и профессионального музыкального образования. Одно из приоритетных направлений Центра - выявление, формирование и развитие творческого потенциала личности ребенка в области музыкального искусства. Для достижения задач своей деятельности учреждение осуществляет консультативные, экспертные, прогностические и мониторинговые функции, организует и проводит лекции, концерты, конкурсы, фестивали детского музыкального творчества, научно-практические конференции. Так, с момента организации центра «Мир музыки» (1995) им были подготовлены и успешно проведены международные и межрегиональные научно-практические конференции по актуальным проблемам педагогики музыкального образования, в частности, «Инновационные методы обучения в общем и специальном музыкальном образовании», «Развитие художественно-творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях», «Музыка как художественное познание мира» и др. C 2002 года «Мир музыки» учредил и осуществляет издание сборника научных и методических статей под общим названием «Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии». Учреждение также выступило инициатором проведения в Омске научно-исследовательского и учебно-образовательного проекта «Развитие креативных способностей младших школьников на уроках музыки в условиях экспериментальной учебной программы «Мир музыки». Обозначенные выше реальные успехи и достижения, а также анализ опыта функционирования и развития учреждений города Омска и Омской области в сфере музыкального искусства и образования, безусловно, нельзя считать полными и исчерпывающими. Но даже приведенное, далеко не полное обобщение достижений в названной сфере доказывает большую и все возрастающую активность соответствующих структур организации, управления и профессиональной подготовки в столь важном и значимом для современного общества деле – деле музыкального образования и развития личности, формирования ее эстетического и художественного сознания, нравственных идеалов и духовного мира. Сказанное во многом обусловливает и назревшие проблемы в сфере музыкального искусства, в том числе музыкального образования Омского региона. Следует особо подчеркнуть наличие на сегодняшний день ряда проблем, прямо связанных с процессами финансирования, материальной поддержки государства и негосударственных структур ведущих областей культуры и искусства. Вместе с тем, представляется достаточно перспективным систематическое повышение качества музыкальной работы практически во всех ее формах и видах, не претендующее на значительные финансовые затраты. В качестве примера подобной работы следует указать на необходимость переориентирования музыкально-педагогической деятельности на самостоятельный поиск и ранний отбор музыкально-одаренных детей как в городе, так и в области с тем, чтобы обеспечить как надежное педагогическое «поле» музыкальной деятельности, так и системность в ее осуществлении. В качестве далекой перспективы возможно предположение о необходимости разработки соответствующих проектов и создания в городе Омске профессиональных высших учебных заведений, например, консерватории или института искусств с профилированием музыкального искусства с целью, прежде всего, удовлетворения насущных потребностей профессиональных музыкальных учреждений, организаций, творческих коллективов в высокого уровня исполнительских и педагогических кадрах. Опубликовано: Актуальные проблемы отечественного музыкознания и музыкальной педагогики в новом тысячелетии. Вып.5: Сб. науч. и метод. статей / Ред.-сост. П.З. Феттер - Омск: Мир музыки, 2011. - СС. 63-70. | |
Просмотров: 1992 | | |
Всего комментариев: 0 | |