Н. В. Федотова
ОмРОУ НМЦ «Мир музыки», г. Омск
 
К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ


        Идея развития творческих возможностей личности, а также способов творческой деятельности является одним из узловых моментов содержания современного образования.

Наибольший интерес в рамках задач нашего выступления представляет компонент содержания образования, соответствующий опыту творческой деятельности. Конкретное содержание опыта творческой деятельности и ее основные черты проявляются в самостоятельном переносе знаний и умений в новую ситуацию, в видении новой пробле­мы в знакомой ситуации, в самостоятельном комбинировании извест­ных способов деятельности в новый способ деятельности, в нахожде­нии различных способов решения задач.

Б. Т. Лихачев, характеризуя условия организационно-педагогической работы по развитию творческих способностей школьников, выде­ляет оптимальные формы и методы эстетического воспитания:

1.  Организация творческой работы детей, предполагающая включение в учебный процесс методов творческого характера, как игры с использованием детской импровизации, собственные задачи и практи­ческие упражнения, дневники, сочинения, стихи, рассказы, песни, критические статьи, участие в спектаклях, активность в творческой исследовательской работе.

2.  Создание обстановки пронизывания всей жизни школьников творчеством в виде присутствия его элементов на каждом уроке, индивидуализации обучения.
Реализация данных условий может быть осуществлена через использование школьных и внешкольных форм работы, неформальных объединений, занятия художественной самодеятельностью в кружках и студиях; создание в школах центров эстетического воспитания; проведение тематических выставок, организацию Недель детской книги, театра, кино, музыки, праздников, песен  [14].

Э. Б. Абдуллин рассматривает мето­ды музыкального обучения как способы организации усвоения содер­жания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного про­цесса  [3].В музыкальной педагогике традиционно выделяются три основных метода музыкального воспитания, а именно: наглядный в един­стве наглядно-зрительного и наглядно-слухового методов, словесный и практический. Однако ряд авторов предлагает для придания обучению и воспитанию развивающего творческого характера, помимо указанных, использовать проблемный метод, заключающийся в самостоятельном поиске детьми способов деятельности. Степень нарастания проблемности педагогических методов зависит от возраста обучаемых, задач воспитания и обучения, а также накопленного опыта самостоятельных творческих действий детей.
Наглядный метод в музыкальном воспитании представлен двумя видами, как наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Основное содержание наглядно-слухового метода заключено в исполнении музыкальных произведений учителем музыки или использовании технических средств обучения.

Как отмечает О. П. Радынова, наглядно-слуховой метод содержит в себе существенные возможности проблемного его использования, которые обеспечиваются следующими приемами:

1)  создание проблемных ситуаций в процессе слушания музыкального произведения путем сравнения, сопоставления или выстраивания аналогий отдельных отрывков мелодий, звучания грамзаписи и живого исполнения;

2)  сравнение произведений контрастных или близких по ритму, тембру, настроению жанровому признаку  [18].

Наглядно-зрительный метод играет важную роль при ознакомлении школьников с незнакомыми явлениями и событиями музыкальной дей­ствительности, для формирования представлений о неясных образах, музыкальных инструментах и т.д. По мнению дидактов в области музы­кальной педагогики, он результативен в деле привлечения внимания детей, пробуждения их фантазии и воображения.

Словесный метод преследует свою основную задачу - формирование установки учащихся перед слушанием музыки. Анализ музыковедческой научно-методической литературы показывает, что наиболее приемлемые разновидности данного метода, способствующие формированию музыкальной культуры детей в период детства, являются беседа, рассказ, пояснение и разъяснение. Творческий характер данному методу придает использование приемов синтеза и анализа в сравнении, выражение предпочтений детьми, самостоятельные высказывания.

Практический метод характеризуется исполнением учителем, либо учениками приемов различных видов музыкальной деятельности. Танцевальные, образные движения успешно используются в музыкальном воспитании как приемы активизации, осознания учащимися характера мелодии, средств музыкальной выразительности. Приданию данному методу той или иной степени проблемности способствует использова­ние следующих приемов и их сочетание:

-    передача характера музыки в движении посредством инсценировки;

-    оркестровка музыкальных произведений через творческое применение музыкальных инструментов.

С. А. Аничкин характеризует «условия формирования способностей» как необходимые данные, при наличии которых этот процесс со­вершается успешнее. Им определяются условия формирования эстети­ческих способностей младших школьников, одни из которых, по его мнению, носят для младшего школьника объективный, другие - субъективный характер. К объективной группе условий он относит наличие эстетически ценного в объекте; знакомость для ребенка объекта эстетического восприятия или творчества; эстетическая ценность окружаю­щей обстановки в процессе воспитания и вне его; эстетическая подго­товленность педагога; систематичность упражнений детей в эстетической деятельности. Основными из субъективных условий он выделяет следующие:

1) наличие у ребенка достаточно развитых органов чувств;

2)  непосредственное восприятие детьми прекрасного;

3)  непрерывность восприятия объекта детьми;

4)  отсутствие у ребенка переживаний антиэстетического характера;

5)  проявление у ребенка особого интереса к предмету.

 Отечественный исследователь проблемы творческого саморазвития личности В. И. Андреев определяет творчество как деятельность челове­ка, направленную на разрешение противоречий, возникающих в ходе решения задач [1]. При этом им отмечается, что непременной характеристикой результата данного процесса должна стать его новизна, ориги­нальность, а также социальная значимость. Важным моментом его концепции, имеющим значимость для педагогической теории и практики является выделение автором социальных условий развития творческих способностей, ориентация общества на развитие творческих способностей молодежи;

По мнению ряда исследователей (Костюк Г. С., Царева Р. Ш.  и др.) необходимым условием, обеспечивающим развитие ребенка, его когни­тивных способностей в общем и творческих в особенности, является придание обучению развивающего характера  [13; 19]. Так, согласно воззрениям Г. С. Костюка, обучение развивает школьников прежде всего своим содержанием, которое должно быть ориентировано на максимальную реализацию учебных возможностей детей.

Анализ содержания различных педагогических систем и техноло­гий обучения, функционирующих в образовательных учреждениях, позволил нам выявить педагогические условия, оптимальные для развития способностей детей. Так, дидактическая система Л. В. Занкова, руководящей идеей которой является достижение возможно более высокой эффективности обучения в общем развитии школьников, охватывает и сферу музыкального развития детей младшего школьного возраста [10; 16]. Экспериментальная программа по музыке, составленная Т. Л. Беркман и К. С. Грищенко, имеет своей основной задачей ввести младшего школьника в мир музыки. Она строится на основе глубокой взаимосвязи пев­ческих и слуховых качеств. По мнению авторов, это становится возможным в результате планомерного и последовательного формирования в процессе обучения пению музыкально-слуховых представлений, под которыми понимаются представления о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков. Распределение певческих умений и навыков по годам не производится в виду его нецелесообразности, так как музыкальный материал сам по себе является певческим. Большое место занимает овладение умением представлять в «уме» определенное звуковысотное и ритмическое соотношение звуков до того, как оно будет воспроизведено голосом. Также авторами значительная роль для музыкального развития отводится музыкально-исполнительским умениям, освоение которых обеспечивает активное развитие творческих задатков детей, а также рост их творческих сил и способностей. В формировании музыкальных навыков различают основные элементы, а именно воспитание внимания, слуха и голоса, исполнительских навыков. Их формирование осуществляется во взаимодействии друг с другом. Работа по обучению детей пению проводится на уроке музыки, носящий комплексный характер. Урок включает три взаимосвязанных раздела: обучение пению, музыкальная грамота и слушание музыки  [4].
Программа «Одаренный ребенок», созданная авторским коллективом под научным руководством Л. А. Венгера, предназначена для образовательной работы с группой детей шестого и седьмого годов жизни. Авторы под одаренностью понимают прежде всего высокий уровень развития умственных способностей детей, в особенности творческих. По мнению создателей программы, способности детей 5-7 лет проявляются главным образом в области образных форм познания мира - наглядно-образного мышления и воображения. В связи с этим основной задачей образовательной работы предполагается обеспечение совершенствования умственных и художественных способностей. Основное отличие от традиционной программы состоит в переносе основного внимания в содержании обучения со знаний, умений и навыков, усваиваемых на занятиях и других видах деятельности, на средства обучения, которые исследователи определяют как действия обучаемого, обеспечивающие ему усвоение предлагаемого содержания  [5].

Программа «Радуга» (Доронова Т. Н. с соавт.) представляет собой целостную систему поступательного развития детей, основой которого является индивидуальный контакт педагогов с каждым ребенком, а также определенный микроклимат в детском коллективе [10]. Одна из задач данной педагогической системы ориентирована на пробуждение у детей эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей действительности путем вызывания интереса к музыке. Первоочередная задача музыкального воспитания заключается в формировании музы­кальности детей, в отличие от специфических знаний и умений. Авторы отмечают значение музыкального искусства и возможности его применения в практике образовательных учреждений для формирования це­лостной личности ребенка, развития познавательного отношения к дей­ствительности; значительна роль музыки и в охране здоровья, в созда­нии благоприятной психологической атмосферы. Содержание музы­кального образования отбирается таким образом, чтобы оно способст­вовало решению основной задачи - формированию комплекса музы­кальных способностей. Авторы, учитывая исторически сложившиеся в культуре человечества эталоны и особенности детского восприятия, предлагают общие критерии отбора музыкальных произведений:

1) преобладание выразительности звучания над изобразительно­стью музыкальной ткани;

2)  доминирование мелодической линии в музыкальном произведе­нии;

3)  четкость выраженности настроения музыки;

4) эстетическая ценность музыкального произведения.

Комплексная программа для родителей и педагогов, направленная на развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного воз­растов «Из детства - в отрочество» (Голубева Л. Г., Гризик Т. И., Гриценко З. А.  и др.) представляет собой попытку осуществления связи ме­жду дошкольным и школьным образованием и семьей. Так авторы программы решают проблему непрерывности образования в системе «детский сад - школа» и задачу взаимодействия школы и семьи. Одно из направлений данной научно-методической системы представлено разделом «Развитие», нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его творческих и музыкальных способностей; приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование творческого воображения [7; 12].
1) Вопросы формирования музыкальных способностей детей 5 и 6 лет, в частности музыкально-ритмического воспитания, были тщательно проанализированы и разработаны в работах А. В. Кенеман и др. [6].Основная идея их концепции - интенсивное музыкаль­ное развитие детей важнее, чем выработка двигательных навыков на определенное музыкальное произведение. Однако авторами не исключается учет всего процесса усвоения ребенком музыкального материа­ла, овладения музыкально-ритмическими умениями. Музыкальный материал заключает в себе задания на различение характера музыки и средств музыкальной выразительности, эмоциональную выразительную передачу плясовых движений. Процесс развития рассматривается авто­рами как постепенное выполнение детьми более трудных заданий, ввиду чего они предлагают использовать в качестве основного условия подбора музыкального материала его усложнение.

А. Н. Зимина, А. В. Кенеман предлагают к использованию творческие задания как один из действенных методов воспитания музыкально-ритмического чувства. Основная цель данных заданий - способствовать развитию творческой активности ребенка [11]. Их систематизация и регулярность отмечается авторами как необходимость в проведении музыкальной работы. Метод творческих заданий заключается в том, что создаются условия для воспитания у детей самостоятельной ответной реакции на музыку без подсказывания движения. При выполнении творческих заданий ребенок должен в опоре на имеющиеся навыки, само­стоятельно найти то движение, которое наиболее соответствует харак­теру музыки, и исполнить его выразительно. Содержание и порядок творческих заданий определяется в зависимости от возрастных возможностей, общего и музыкального развития детей, накопленного опыта и музыкально-ритмических навыков.
По мнению Л. В. Локтевой, эффективное выполнение задач эстетического воспитания младших школьников может обеспечить, наряду с эффективными методами, определенный комплекс организационных форм и средств воспитания при наличии обоснованных, с точки зрения эстетического воспитания, условий работы школы [15]. Л. В. Локтева связывает художественный аспект эстетического развития младших школьников с развитием эмоциональной сферы, образованием суждений и развитием творческого воображения. Тем самым обеспечивается фор­мирование основ эстетического отношения младшего школьника к дей­ствительности. Содержание процесса обучения строится вокруг основных понятий: красота в природе; красота труда; эстетические свойства предметов; прекрасное в отношениях между людьми, основные понятия детализируются частными понятиями об их смысле и значении. В качестве эффективных форм эстетического воспитания Л. В. Локтева выделяет следующие:

-  организацию кружковой работы;

-  планирование всех видов работы в течение учебного года;

-  ведение тетрадей;

-  оформление работ учащихся;

-  художественное оформление школы.

Программа «Крылья», предложенная Л. Ф. Блиновой, предназначена для воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста и нацелена на формирование творческой личности. Осуществляя принцип непрерывности образования, она является начальным звеном в системе образовательной модели «Дошкольное учреждение - гимназия - вуз». Содержательная сторона программы представлена содержанием процесса развития способностей детей, в частности художественных, цен­тральным направлением развития которых автором выделяются развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке и пластике; использование данных средств детьми в самостоятельной деятельности. Реализация данных задач видится создателю программы через ознакомление детей с линией, формой, цветом, композицией, звуком, жестом, мимикой, интонацией и другими средствами художественной выразительности. Практические умения и навыки осваиваются в импровизационной, те­атральной, изобразительной, музыкально-ритмической и пластической деятельности, как основе творческой деятельности. Основной формой взаимодействия педагогов и детей является занятие. Одной из отличительных особенностей программы является использование активной формы родительского педагогического обучения через организацию совместной деятельности родителей и детей на занятиях. В процессе таких занятий родители овладевают современными гуманными приемами воспитания, оказывают помощь учителю в организации целостного педагогического процесса.

Согласно воззрениям М. А. Викулиной, всестороннее развитие ребенка, его возможностей и способностей, формирование гармоничной личности происходит через активное приобщение его с малых лет к ис­тории Отечества, национальному культурному наследию. Основное со­держание программы реализуется через усвоение знаний об общечело­веческих ценностях, призванных формировать индивидуально-личностную основу поведения. К ним автор относит следующие поня­тия: мир, культура, доброта, достоинство, жизнь, природа, свобода, че­ловек, самореализация [20].
Содержание музыкального воспитания представлено в программе ознакомлением детей с русскими народными инструментами (дудка, жалейка, рожок, свирель, гудок, балалайка, ложки, бубен, барабан), формированием знаний о народных праздниках, традициях, обычаях и обрядах. Овладение умениями и навыками исполнительской деятельно­сти осуществляется в процессе русских народных игр, использования игрового фольклора (колыбельные песни, частушки, потешки, прибаут­ки, побасенки, небылицы, дразнилки, хороводы и др.).

В связи с тем, что народная педагогика признает в качестве первых воспитателей ребенка его родителей и в основе приобщения к вечным истинам лежит совместная деятельность взрослых и детей, автор выделяет нетрадиционные формы образовательной работы (семейные часы, кружковая работа, осуществляемая родителями, совместные праздники) и продуктивные методы обучения (постановка творческих заданий, создание проблемно-игровых ситуаций, организация детского экспериментирования с фольклорными произведениями).

Научное руководство и организация создания, внедрения технологии воспитания «Детский сад - дом радости» осуществлена Н. И. Крыловой, В.Т. Ивановой и группой сотрудников. В основе программы ле­жит комплексный подход к построению целостного педагогического процесса, нацеленного на преодоление межпредметной раздробленно­сти в содружестве с семьей. Одним из условий обогащения творческих способностей детей признается освоение механизма привития навыков творческого мышления – рефлексии [8]. В связи с этим обучение строится как интегрирующее эмоциональную, познавательную и волевую стороны учебной деятельности ребенка, в результате чего она выполняется на уровне самостоятельности и творчества. В качестве основной формы обучения и воспитания признается игра, как творческая деятельность детей, удовлетворяющая потребности старшего дошкольника в познании, общении и направленная на разрешение противоречий. Именно она, по мнению авторов, создает особые возможности для развития рефлексии. Программа предусматривает использование традиционных методов обучения: наглядный, словесный, практический.

Таким образом, ведущей тенденцией современной педагогической науки является ее обращение к личности, возрождение гуманистических традиций воспитания. Изучение проблемы способностей, условий для их полного раскрытия и проявления обусловлено процессами социальных преобразований и признается на сегодняшний день одной из приоритетных за­дач образования.

Говоря о разностороннем формировании личности ребенка, в качестве важного его условия признается единство эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. Музыкальное воспитание является уникаль­ным средством формирования данного единства, поскольку оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ученика.

Осуществление личностно-ориентированного подхода к обучению может способствовать развитию творческих способностей в музыкальной деятельности. В основу подхода положено представление о том, что приоритет в обучении имеют индивидуальность, самоценность и субъективный творческий опыт ученика, который признается главным действующим лицом образовательного процесса. Данный подход предполагает ориентацию на личность, уважение и доверие к ней, ее достоинствам, принятие ее личных целей, запросов и интересов. Он связан с созданием условий для раскрытия и развития способностей обучаемых.

 

Литература:
 

1.   Андреев В. И.  Эвристика для творческого саморазвития. - Ка­зань, 1994. -246 с.

2.   Аничкин С. А. Индивидуальность личности педагога и младшего школьника в эстетическом образовании / С. А. Аничкин // Образование и наука. - 1999. - № 2. - С. 17-25.

3.   Абдуллин Э. Б.  Теория и практика музыкального обучения в об­щеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

4.    Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (III-IV классы). М. Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1962. – 136 с.

5.   Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М.: Высшая школа, 1973. – 237 с.

6.   Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.

7.    Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика дошкольного образования» / З. А. Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 222 с.

8.   Детский сад - дом радости. Старшая группа. Часть III; Книга для воспитателей/ Н. М. Крылова, В.  Т.  Иванова. - Пермь: ПГПИ, 1991. - 195с.

9.   Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Л. Г. Голубева [и др.]. - Москва: Просвещение, 2005. – 143 с.

10. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.- М.: Учпедгиз, 1960.

11. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: ВЛАДОС, 2000. – 304 .

13. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1988. – 304 с.

14.Лихачев Б. Т.  Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. – 464 с.

15. Локтева Л. В. Эстетическое развитие младших школьников в процессе обучения : автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Локтева. М., 1965. – 20 с.

16.  Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова.- М.: Педагогика, 1975.

17. Программа «Развитие» (Основные положения) / Науч. рук. Л.А. Венгер – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.

18. Радынова О. П.  Музыкальное развитие детей. В 2ч. - 4.1. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.

19. Царёва Р. Ш. Педагогика развивающего учебного взаимодействия : (Филос.-деонтол. и психол. аспекты) - Стерлитамак : СГПИ, 2000. – 166 с.

20. Элементы русской народной культуры в педагогическоцессе дошкольного учреждения: Методическое пособие для пе­дагогов дошкольных учреждений/ Автор-сост. М. А. Викулина. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138 с.
 

© Н. В. Федотова, 2014.